Особенности бизнес-моделей цифровых платформ
Аннотация
Предмет. В статье рассматриваются специфика бизнес-моделей цифровых платформ, основной акцент сделан на отраслевом уровне анализа. В качестве основных характеристик на данном уровне анализа определены: рыночные силы, взаимоотношения участников платформы, структура затрат, эффект масштаба, сетевые эффекты, конкурентное преимущество. Они рассматриваются как не имеющие внутреннюю иерархию, но взаимосвязанные и взаимодополняющие. Основная часть статьи предваряется обзором концепции бизнес-модели и классификаций цифровых платформ.
Цель. Внести вклад в понимание особенностей бизнес-моделей цифровых платформ.
Метод. Методологической основой данной работы является изучение ряда статей зарубежных авторов посвященных выявлению специфических характеристик цифровых платформ на разных уровнях анализа, а также мониторинг публикаций о деятельности цифровых платформ, их влиянии на современную экономику и конкуренции с компаниями традиционной экономики. Основной гипотезой исследования является предположение, что как характеристики бизнес-моделей, так и создаваемые эффекты выходят за рамки традиционных моделей производства, услуг и посредничества.
Результат. Раскрыто содержание каждой составляющей отраслевого уровня анализа с выявлением специфики и определением эффектов, достигаемых как следствие особенностей цифровых платформ, в том числе: первостепенная роль управления внешними сообществами, а не внутренними активами, что позволяет сбалансированно наращивать все рыночные силы с целью увеличения числа трансакций между ними; ключевое значение косвенных сетевых эффектов в быстром и гибком масштабировании спроса и предложения и создании ценности; факторы достижения конкурентного преимущества. Отраслевой уровень анализа необходим для разработки теоретической и методологической базы изучения цифровых платформ. Работа завершается выводами и определением вопросов будущих исследований, связанных с изучением организации и деятельности цифровых платформ.
Вывод. Роль цифровых платформ в современной экономике будет усиливаться и затрагивать все новые сферы социально-экономических отношений. Бизнес-модели цифровых платформ создают и обеспечивают новый, не сравнимый с бизнес-моделями традиционной экономики, масштаб прямого взаимодействия участников, разнообразия и объема трансакций, сетевых эффектов и баланса спроса и предложения, создания и обмена ценности. Как следствие, необходимо концептуальное и методологическое понимание и формулировка специфических характеристик бизнес-моделей цифровых платформ.
Metrics
Литература
Abdelkafi, N., Raasch, C., Roth, A. et al. (2019) Multisided platforms. Electronic Markets. 29, 553–559. DOI: 10.1007/s12525-019-00385-4
Afuah, A. & Tucci, C. L. (2000) Internet Business Models and Strategies: Text and Cases. New York, McGraw-Hill Higher Education.
Akbar, Y. H. & Tracogna, A. (2018) The sharing economy and the future of the hotel industry: transaction cost theory and platform economics. International Journal of Hospitality Management. 71, 91–101. DOI: 10.1016/j.ijhm.2017.12.004
Alt, R., & Zimmermann, H.-D. (2019) Electronic markets on platform competition. Electronic Markets. 29(2), 143–149. DOI: 10.1007/s12525-019-00353-y
Altman, E. J. & Tushman, M. (2017) Platforms, Open/User Innovation, and Ecosystems: A Strategic Leadership Perspective. Advances in Strategic Management. 37, 177–207 DOI: 10.1108/s0742-332220170000037007
Andreassen, T. W. et al. (2018) Business model innovation and value-creation: the triadic way. Journal of Service Management. 29 (5), 883–906. DOI: 10.1108/josm-05-2018-0125
Aulkemeier, F., Iacob, M., & van Hillegersberg, J. (2019) Platform-based collaboration in digital ecosystems. Electronic Markets. 29 (4), 597–608. DOI: 10.1007/s12525-019-00341-2
Baden-Fuller, Ch. & Mangematin, V. (2013) Business models: A challenging agenda. Strategic Organization.11 (4), 418–427. DOI: 10.1177/1476127013510112
Benoit, S. et al. (2017). A triadic framework for collaborative consumption (CC): motives, activities and resources & capabilities of actors. Journal of Business Research. 79, 219–227. DOI: 10.1016/j.jbusres.2017.05.004
Caillaud, B. & Jullien, B. (2003) Chicken and Egg: Competition Among Intermediation Service Providers. Rand Journal of Economics. 34(2), 309–328. DOI: 10.2307/1593720
Chen, Y. J. et al.(2020) Innovative online platforms: research opportunities. Manufacturing & Service Operations Management. 22 (3), 430–445. DOI: 10.1287/msom.2018.0757
Chesbrough, H. (2006) Open Business Models: How to Thrive in the New Innovation Landscape. Boston: Harvard Business School Press.
Cusumano, M. A., Gawer, A. & Yoffie, D. B. (2019) The business of platforms. In Strategy in the age of digital competition, innovation, and power. New York, HarperCollins.
Daiberl, C. et al. (2019) Design principles for establishing a multisided open innovation platform: Lessons learned from an action research study in the medical technology industry. Electronic Markets. 29 (4), 1–18. DOI: 10.1007/s12525-018-0325-2
Dolnicar, S. (2018) Unique features of peer-to-peer accommodation networks. Business. 1–14. DOI: 10.23912/9781911396512-3599
Duch-Brown, N. (2017) The competitive landscape of online platforms. Economics. 04.
Evans, D.S. & Schmalensee, R. (2016) The Matchmakers: The new Economics of Multisided Platforms. Boston, Harvard Business Review Press.
Fehrer, J. A., Woratschek, H. & Brodie, R. J. (2018) A systemic logic for platform business models. Journal of Service Management. 29 (4), 546–568. DOI: 10.1108/josm-02-2017-0036
Frenken, K. & Schor, J. (2017) Putting the sharing economy into perspective. Environmental Innovations and Societal Transitions. 23, 3–10. DOI: 10.1016/j.eist.2017.01.003
Gawer, A., & Cusumano, M. A. (2014) Industry platforms and ecosystem innovation. Journal of Product Innovation Management. 31 (3), 417–433. DOI: 10.1111/jpim.12105
Gawer, A. & Phillips, N. (2013) Institutional Work as Logics Shift: The case of Intel’s Transformation to Platform Leader. Organization Studies. 34 (8), 1035–1071. DOI: 10.1177/0170840613492071
Hagiu, A. & Rothman, S. (2016) Network effects aren’t enough. Har-vard Business Review. 94 (4), 64–71.
Hagiu, A. & Wright, J. (2015) Marketplace or Reseller. Management Science. 61 (1), 184–203.
Jacobides, M. G., Cennamo, C. & Gawer, A. (2018) Towards a Theory of Ecosystems. Strategic Management Journal. 39 (8), 2255–2276. DOI: 10.1002/smj.2904
Johnson, M. W., Christensen, C. M. & Kagermann, H. (2008) Reinventing your business model. Harvard Business Review. 86 (12), 57–68.
Kenney, M., Rouvinen, P., Seppälä, T. & Zysman, J. (2019) Platforms and industrial change. Industry and Innovation. 26 (8), 871–879. DOI: 10.1080/13662716.2019.1602514
Kenney, M. & Zysman, J. (2016) The Rise of the Platform Economy. Science and Technology (National Academy). 32 (3), 61–69.
Kumar, V., Lahiria, A. & Dogana, O.B. (2018) A strategic framework for a profitable business model in the sharing economy. Industrial Marketing Management. 69, 147–160. DOI: 10.1016/j.indmarman.2017.08.021
McIntyre, D. P. & Srinivasan, A. (2017) Networks, platforms, and strategy: Emerging views and next steps. Strategic Management Journal. 38 (1), 141–160. DOI: 10.1002/smj.2596
Mody, M.A., Suess, C. & Lehto, X. (2017) The accommodation experiencescape: a comparative assessment of hotels and Airbnb. International Journal of Contemporary Hospitality Management. 29 (9), 2377–2404. DOI: 10.1108/josm-11-2019-0351
Mody, M. et al. (2020) Two-directional convergence of platform and pipeline business models. Journal of Service Management. 31 (4), 693–721. DOI: 10.1108/josm-11-2019-0351
Muzellec, L., Ronteau, S. & Lambkin, M. (2015) Two-sided internet platforms: a business model lifecycle perspective. Industrial Marketing Management. 45 (1), 139–150. DOI: 10.1016/j.indmarman.2015.02.012
Nielsen, C. & Lund, M. (2014) An introduction to business models. SSRN Electronic Journal. 1(1). DOI: 10.2139/ssrn.2579454
Parker, G.G., Van Alstyne, M.W. & Jiang, X. (2017) Platform Ecosystems: How Developers Invert the Firm. MIS Quarterly. 41 (1), 255–266. DOI: 10.25300/misq/2017/41.1.13
Perren, R. & Kozinets, R.V. (2018) Lateral exchange markets: how social platforms operate in a networked economy. Journal of Market-ing. 82 (1), 20–36. DOI: 10.1509/jm.14.0250
Piscicelli, L., Ludden, G. D. & Cooper, T. (2018) What makes a sustainable business model successful? An empirical comparison of two peer-to-peer goods-sharing platforms. Journal of Cleaner Production. 172, 4580–4591. DOI: 10.1016/j.jclepro.2017.08.170
Porter, M. E. (1985) Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. New York, Simon and Schuster publ.
Priem, R.L., Wenzel, M. & Koch, J. (2018) Demand-side strategy and business models: putting value creation for consumers center stage. Long Range Planning. 51 (1), 22–31. DOI: 10.1016/j.lrp.2017.07.007
Rangaswami, A., Moch, N., Felten, C., van Bruggen, G., Wieringa, J.E. & Wirtz, J. (2020) The role of marketing in digital business platforms. Journal of Interactive Marketing. 51, 72–90. DOI: 10.1016/j.intmar.2020.04.006
Teece, D. J. (2010) Business models, business strategy and innovation. Long Range Planning. 43(2-3), 172–194. DOI: 10.1016/j.lrp.2009.07.003
Thies, F., Wessel, M., & Benlian, A. (2016) Effects of Social Interaction Dynamics on Platforms. Journal of Management Information Systems. 33 (3), 843–873. DOI: 10.1080/07421222.2016.1243967
Tiwana, A. (2015) Evolutionary Competition in Platform Ecosystems. Information Systems Research. 26(2), 266–281. DOI: 10.1287/isre.2015.0573
Van Alstyne M. W., Parker, G. G. & Choudary, S. P. (2016) Pipelines, platforms, and the new rules of strategy. Harvard Business Re-view. 94 (4), 54–62.
Von Delft, S., Kortmann, S., Gelhard, C. & Pisani, N. (2019) Leveraging global sources of knowledge for business model innovation. Long Range Planning. 52 (5), Article number 101848. DOI: 10.1016/j.lrp.2018.08.003
Wirtz, J. et al. (2019) Platforms in the peer-to-peer sharing economy. Journal of Service Management. 30 (4), 452–483. DOI: 10.1108/josm-11-2018-0369
Wirtz, J. & Zeithaml, V. (2018) Cost-effective service excellence. Journal of the Academy of Marketing Science. 46 (1), 59–80.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.