Анализ ценовых и неценовых факторов потребительского поведения на рынке образовательных услуг

  • Ян Вячеславович Шокин Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Университет «Дубна» (Государственный университет «Дубна») https://orcid.org/0000-0001-9772-650X
  • Елена Валерьевна Константинова Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Университет «Дубна» (Государственный университет «Дубна») https://orcid.org/0000-0003-4751-5418
Ключевые слова: ценовые, неценовые сводимые к ценовым, неценовые, не сводимые к ценовым факторы спроса, абитуриент, чистая приведенная стоимость, факторный анализ

Аннотация

Предмет. Предметом исследования влияние ценовых и неценовых факторов на потребительское поведение на рынке образовательных услуг.
Целью исследования является изучение ценовых, неценовых сводимых к ценовым, неценовых не сводимые к ценовым факторам выбора вуза абитуриентами на материале эксперимента, проведённого в Государственном университете «Дубна». К числу задач данного исследования относится следующее: проанализировать экспериментальные данные, установить закономерность влияния трех групп факторов на выбор вуза абитуриентом.
Методы. Использованы такие методы как анкетирование, метод коэффициентов, методы финансового анализа и методы факторного анализа данных.
Результаты и их обсуждение. Выявлены факторы, которые значительно влияют на выбор абитуриентов: наличие общежития, наличие диплома государственного образца - 77,6%, квалификация преподавателей – 57,1%, финансовые возможности родителей 45,2%, высокая оплата труда после окончания учебы 47,6%, и все факторы, относящиеся к высоким доходам в будущем: получение профессиональных умений и навыков 63,9%, возможность карьерного роста 52,4%, материально-техническая база вуза 40,8%. Выявлена низкая степень влияния следующих факторов: размер оплаты обучения 25,9%, наличие общежития 26,5%, наличие целевых договоров 32,7%, наличие нескольких форм обучения 27,9%, гибкая система оплаты, скидки 27,9%, существование олимпиад 26%, семейная преемственность 41,8%. Для оценки ценовых и неценовых сводимых к ценовым факторам, проведено компаундирование и произведены вычисления чистой приведенной стоимости (NPV). У 77% значение NPV оказалось больше нуля, а у 23% меньше или равно нулю.
Выводы. Для двух третей респондентов выбор – это рациональное действие, на выбор остальных респондентов влияют неценовые, не сводимые к ценовым факторам. Для оценки неценовых не сводимых к ценовым факторам был проведен факторный анализ, который выявил два фактора, которые влияют на выбор: расширение круга знакомств; общественная, творческая, спортивная жизнь в вузе.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биографии авторов

Ян Вячеславович Шокин, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Университет «Дубна» (Государственный университет «Дубна»)

Доктор экономических наук, профессор кафедры цифровой экономики и управления Государственного университета «Дубна», г. Дубна, Российская Федерация

Елена Валерьевна Константинова, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Университет «Дубна» (Государственный университет «Дубна»)

Старший преподаватель кафедры лингвистики Государственного университета «Дубна», г. Дубна, Российская Федерация

Литература

Kleiner, G. B. (2007) Macroeconomics of knowledge and competitiveness of the enterprise. Modern competition. Moscow University for Industry and Finance "Synergy". 3(3), 128-131 (In Russ).

Belyanin, A.V. (2018). Richard Thaler and behavioral Economics: from laboratory experiments to practice of nudging (2017 Nobel Prize in Economics). Journal of Financial Economics Non-profit partnership "Editorial Board of the journal of Financial Economics". 1, 5-25 (In Russ).

Ed Zhuravleva, G.P., Manochina, N.V., Smagina V.V. (2016). Behavioral Economics: the modern paradigm of economic development. Plekhanov Russian University of Economics, scientific school "Economic theory" at Plekhanov Russian University of Economics. Tambov: Publishing house named after G. R. Derzhavin, 340 p. (In Russ).

Shokin, Ya.V., Vaybert, A.E. (2016). Imitational modeling of economic behavior using neural network methods. Network electronic scientific periodical "Problems of regional economy". 36, 36-40 (In Russ).

Shokin, Ya.V. (2013). Methodological aspects of analysis of non – monetary factors of managerial de cision-making. Dubna: Dubna State University, 133 p.(In Russ).

Shokin, Y.V. (2015). Methodological bases of analysis of non-price factors of consumer decision-making". Dissertation for the degree of doctor of Economics, Moscow.

Shokin, Ya.V. (2014). Influenza fattori monetarisul comportamento dei consumatori. Italian Science Review, 128-130 p.

Tversky A., Kahneman D. (1986). Rational Choice and the Framing of Decisions. The Journal of Business. October, 59. N 4. Part 2: The Behavioral Foundations of Economic Theory.251-278 p.

Smith, V.L. Economics in the Laboratory (1994). The Journal of Economic Perspectives. Winter, 113 131 p.

Federal state statistics service. Available from: http://www.gks.ru.

Опубликован
2020-09-30
Как цитировать
Шокин, Я. В., & Константинова, Е. В. (2020). Анализ ценовых и неценовых факторов потребительского поведения на рынке образовательных услуг. Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление, (3), 14-24. https://doi.org/10.17308/econ.2020.3/3100
Раздел
Экономическая теория