Социальные инновации: содержание, субъектные формы и классификация

Ключевые слова: качественные изменения, виды социальных инноваций, классификационные признаки, социальное партнерство, социальное предпринимательство

Аннотация

Предмет. Социальные инновации являются объектом пристального внимания многих отечественных и зарубежных экономистов на протяжении последних двадцати лет. Для их изучения характерен междисциплинарный подход. Тем не менее многие важные аспекты данного явления недостаточно изучены или носят дискуссионный характер. К числу последних относятся сущность социальных инноваций, их особенности и содержательные характеристики, субъектные формы. Перечисленные причины приводят к необходимости классификации социальных инноваций по ряду признаков, с помощью которых можно идентифицировать их категориальный статус, выявить отличительные особенности от таких категорий, как инновации в социальной сфере и инновации в общественном секторе.
Цели. Авторское исследование содержания социальных инноваций. Изучение субъектных форм социальных инноваций с позиций проектного и институционального подходов. Классификация социальных инноваций по критериальным признакам: сферам общественной жизни, уровню и степени масштабности, институциональной форме выражения, субъектам взаимодействия.
Методология. В процессе достижения поставленных целей применялась совокупность научных подходов: историко-генетического, системного, проектного, институционального, структурного. В работе использованы приемы и методы формальной и диалектической логики (анализа и синтеза, сравнений, аналогий, единства исторического и логического). Исследование построено на изучении актуальной монографической и периодической экономической литературы.
Выводы. Сделан вывод о понимании социальных инноваций как совокупности качественных изменений в сферах формирования, развития и реализации человеческого и социального капиталацелью повышения уровня личного и общественного благосостояния. Специфика социальных инноваций определяется их характеристиками: стратегической направленностью, инертностью, синергизмом, рискогенностью. Участники социально-инновационного процесса рассматриваютсяпозиций проектного и институционального подходов. В рамках проектного подхода основными субъектами являются заказчик, инвестор, производитель, потребитель; в рамках институционального – домохозяйства, фирмы, государство. Типология социальных инноваций характеризуется большим разнообразием, многокритериальностью и значима как в теоретическом, так и в прикладном аспектах, поскольку позволяет сформировать целостное и завершенное представление об исследуемом объекте, а также выявлять приоритетные направления их развития.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Татьяна Дмитриевна Ромащенко, Воронежский государственный университет

Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, маркетинга и коммерции, Воронежский государственный университет, Воронеж, Российская Федерация

Анна Евгеньевна Кисова, Липецкий государственный технический университет

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Липецкого государственного технического университета, Липецк, Российская Федерация

Литература

Heiscala, R. (2007) Social innovations: structural and power perspectives. Social Innovations, Institutional Change and Economic Performance. 52-79.

Khaustova, Y., Breus, S., Nevmerzhytska, S.,Tsalko, T. & Kharchenko, T. (2019) Features of social entrepreneurship as a factor in the development of social innovation. Journal of Entrepreneurship Education. 22 (1).

Koroleva, V. A. (2017) Socio-psychological features of the innovation process in the social sphere.

Contemporary Problems of Social Work. 3 (2), 146-152. DOI: 10.17922/2412-5466-2017-3-2-146-152

Phils, J. (2009) Rediscovering Social Innovations. Stanford, Stanford Graduate School of Business.

Pol, E. & Ville, S. (2009) Social innovation: Buzz word or enduring term? The Journal of Socio-Economics. 38, 878-885.

Yun, J. J., Zhao, X., Park, K. B., Im, C. J. & Shin, C. H. (2017) Dynamics of social enterprises-shift from social innovation to open innovation. Science, Technology and Society. 22 (3), 425-439. DOI:10.1177/0971721817723375.

Basharina, A. V. (2009) [Social innovations in education: essence and classification]. Bulletin of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 11 (4-5), 1101-1108. (In Russ).

Bukhalova, N. A. & Bukhalov, M. A. (2014) [Innovative inertia of the organization: reasons and factors of development of anti-innovative behavior of personnel]. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2 (17), 48-50. (In Russ).

Veretennikova, A. Y. & Omonov, Zh. K. (2018) [Development and implementation of social innovations in civil society]. Journal of Economic Theory.15, 86.(In Russ). DOI: 10.23683 / 2073-6606-2018-16-3-359.

Gadzhiev, Y. A. (2016) [Theoretical approaches to defining the essence of innovation]. Sciences of Europe, 6-1 (6), 25-29. (In Russ).

Goncharov, G. A. (2014) [A look at the term “social innovation” through the prism of the concept of social capital]. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. 2, 130- 133. (In Russ).

Kisova, A. E. (2019) [The structure of the mechanism for the formation and implementation of social innovations]. Economics and Entrepreneurship. 11 (112), 74-80. (In Russ).

Koroleva, V. A. (2017) [Research of innovations in the social sphere in the framework of psychological sciences]. In [Science and innovation in the XXI century: topical issues, discoveries and achievements: a collection of articles of the VII International scientific and practical conference]. 234- 237. (In Russ).

Kurdyumov, S. (1983) [Synergetics – the theory of self-organization, ideas, methods, prospects]. Moscow, Knowledge. (In Russ).

Negorozhina, A. V. & Lazareva, N. V. (2016) [Management of social innovations]. In [Humanitarian foundations of social progress: Russia and the present: a collection of articles of the International Scientific and Practical Conference]. 291-295. (In Russ).

Omonov, Zh. K. & Veretennikova, A. Yu. (2019) [Institutional essence of social innovation]. Journal of economic theory. 4, 862-868. (In Russ).

Panteleeva, T. S. (2003) [Features of innovations in the field of social work]. Domestic journal of social work. 2, 24-29. (In Russ).

Popov, E. V., Omonov, Zh. K., Naumov, I. V, & Veretennikova, A. Yu. (2018) [Trends in the development of social innovations]. Terra economicus. 16 (3),35-59. (In Russ). DOI: 10.23683/2073-6606-2018-16-3-35-59

Romashchenko, T. D. & Kisova, A. E. (2017) [Conceptual Foundations of Social Entrepreneurship]. Economy and Entrepreneurship. 11 (88), 1140-1143. (In Russ).

Shirokova, E. O. (2018) [Forms of implementation of social and innovative activity]. In [Science and education: preserving the past, creating the future: a collection of articles of the XV International scientific and practical conference]. 221-223. (In Russ).

Опубликован
2020-12-10
Раздел
Экономическая теория