Модель выбора процедуры государственных закупок на примере лекарственных препаратов

  • Александра Михайловна Жемкова Институт прикладных экономических исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации https://orcid.org/0000-0002-0033-6028
Ключевые слова: государственные закупки, электронный аукцион, конкуренция, лекарственные препараты

Аннотация

Предмет. Результаты теоретических и эмпирических работ свидетельствуют о том, что для простых и стандартизированных товаров аукцион является наиболее эффективной и надежной процедурой для отбора лучшего поставщика, однако, когда качество закупаемого товара принимает особое значение, простые ценовые критерии для определения поставщика, используемые при проведении электронных аукционов, могут оказаться неэффективными. В статье оценивается предпочтительность для заказчиков (российских больниц) процедур для закупки лекарственных препаратов.
Цели. Статья ставит целью проверить, действительно ли аукционы могут оказаться не самой предпочтительной для заказчика процедурой закупки сложных товаров (на примере лекарственных препаратов). Для этого в работе проводится оценка факторов (в том числе – качественных характеристик товара и отношения заказчика к качеству), влияющих на выбор заказчиком закупочной процедуры, и далее – анализ влияния этих факторов и выбора процедуры на уровень закупочных цен.
Методология. В процессе исследования эффективности процедур для закупок лекарственных препаратов применяются методы качественного и количественного анализа. Эмпирическую базу составляют данные с сайта единой информационной системы в сфере госзакупок.
Результаты. Проведен эмпирический анализ процесса выбора заказчиком процедуры для закупки лекарственных препаратов; оценена ценовая эффективность используемых при закупке лекарств процедур.
Выводы. Процедура аукциона выбирается заказчиком чаще в условиях высокой конкуренции, низкой ценности и стоимости качества, более низкого рейтинга больницы, при этом выбирается в среднем менее опытный поставщик. Уровень закупочных цен выше в условиях выбора заказчиком процедуры единственного поставщика, большего уровня конкуренции; более высокой ценности качества закупаемого товара; выбора более опытного поставщика. Заказчикам удается достичь большего снижения цен в сравнении с НМЦК (а также в сравнении с розничными ценами) в условиях выбора процедуры аукциона, большего уровня конкуренции, более высокой ценности качества закупаемого товара, выбора менее опытного поставщика.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Александра Михайловна Жемкова, Институт прикладных экономических исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Научный сотрудник Центра исследований отраслевых рынков, Институт прикладных экономических исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Российская Федерация

Литература

Bulow J. & Klemperer P. (1996) Auctions versus Negotiations. American Economic Review, 86 (1), 180-194.

Williamson O. (1976) Franchise Bidding for Natural Monopolies-In General and with respect to CATV. Bell Journal of Economics, 7 (1), 73-104.

Goldberg V. P. (1977) Competitive Bidding and the Production of Precontract Information. Bell Journal of Economics. 8, 250-261.

Manelli A. & Vincent D. (1995) Optimal Procurement Mechanism. Econometrica, 63, 591-620.

Bonaccorsi A., Lyon T. P., Pammolli F., Turchetti G. (2000) Auctions vs. Bargaining: An Empirical Analysis of Medical Device Procurement. LEM Working Paper Series, 1-17.

Kjerstad, E. (2005). Auctions vs negotiations: a study of price differentials. Health economics, 14(12), 1239-1251.

Rizzo, C. G. G. P. I. (2006). Efficiency of procurement procedures for medical devices. Rivista di politica economica, 96(1-4), 135.

Vellez, M. (2011). Auctions versus negotiations: Evidence from public procurement in the Italian healthcare sector. CEIS Tor Vergata Research paper series, 9 (4), 191.

Lalive, R., & Schmutzler, A. (2011). Auctions vs negotiations in public procurement: which works better? SSRN Electronic Journal. Available from: https://ssrn.com/abstract=1919531.

MacDonald J. M., Handy C. R. & Plato G. E. (2002) Competition and Prices in USDA Commodity Procurement. Southern Economic Journal, 6 (1), 128-143.

Bajari P., McMillan, R. & Tadelis S. (2009) Auctions Versus Negotiations in Procurement: An Empirical Analysis. The Journal of Law, Economics and Organization, 25 (2), 372-399.

Estache, A., Guasch, J. L., Iimi, A. & Trujillo, L. (2009) Multidimensionality and renegotiation: Evidence from transport-sector public-private-partnership transactions in Latin America. Review of Industrial Organization, 35 (1-2), 41.

Chong E., Staropoli C. & Yvrande-Billon A. (2014) Auction versus Negotiation in Public Procurement: Looking for New Empirical Evidence. In Brousseau E., Glachant J-M. (eds.) The Manufacturing Markets, Legal, Political and Economic Dynamics, Cambridge University Press, pp. 120-142

Leffler K.B., Rucker R.R., Mann I.A. (2008) The choice among sales procedures: Auction v. negotiated sales of private timber. Montana State University, Department of Agricultural Economics and Economics.

Yakovlev A.A., Bashina A.S., Demidova O.A. (2013) [Analysis of the effectiveness of methods of purchasing a simple homogeneous product (on example of granulated sugar)]. Ekonomicheskii zhurnal VSE, 4, 649-677. (In Russian).

Balsevich A.A., Pivovarova S.G., Podkolzina E.A. (2012) [The role of information transparency in public procurement: the example of Russian regions]. Jurnal novoi ekonomicheskoi associacii, 3 (15), 82-112. (In Russian).

Balsevich A.A., Podkolzina E.A. (2014) [Causes and Consequences of Low Competition in Public Procurement in Russia]. Ekonomicheskii zhurnal VSE, 4, 563-585. (In Russian).

Ostrovnaya M., Podkolzina E. (2014) [Decrease in the efficiency of auctions and the fight against restricting competition in public procurement]. Voprosy economiki, 11, 41-57. (In Russian).

Ostrovnaya M.V., Podkolzina E.A. (2014) [Electronic auctions and favoritism in Russian public procurement]. Ekonomicheskii zhurnal VSE, 4, 586-619. (In Russian).

Nelson P. (1970) Information and Consumer Behavior. Journal of Political Economy, 78 (2), 311-329.

Опубликован
2020-12-10
Раздел
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами