Дистанционная занятость: реалии и перспективы сквозь призму деятельности регионального университета

Ключевые слова: дистанционный формат, занятость, образование, регион, университет, цифровизация

Аннотация

Предмет. Исследование дистанционной занятости как в реалиях вынужденного к ней перехода в период самоизоляции, так и в перспективе закономерного развития виртуального рынка труда. Исследование осуществляется с позиции деятельности университетов при подготовке и переподготовке специалистов высшей квалификации с учетом ее региональной специфики.
Цели. Изучение подходов к изучению категории, форм, особенностей и масштабов дистанционной занятости в условиях вынужденного к ней перехода. Выявление особенностей подготовки и трудоустройства работников с учетом деятельности университетов в соответствующих условиях. Определение направлений деятельности регионального университета с ориентацией на требования рынка дистанционного труда.
Методология. Проведен системный анализ теоретических и практических аспектов актуализации дистанционной занятости с учетом факторов, определяющих перспективу реализации подобного формата в будущем. Использованы результаты социологических опросов, касающихся качественных и количественных параметров дистанционной занятости.
Результаты. Структурированы и проанализированы экспертные мнения в отношении использования дистанционного формата образования и занятости. Выделены ожидания, реалии и перспективы осуществления деятельности учебных заведений в дистанционном формате. Определено, что возможность и качество дистанционной занятости во многом обеспечиваются приобретением работниками востребованных рынком труда навыков посредством их участия в деятельности системы специализированных структурных подразделений регионального университета. Представлен пример организации соответствующей системы на базе Воронежского государственного технического университета.
Выводы. В числе вынужденно перешедших на дистанционный формат занятости превалируют специалисты с высшим образованием, относящиеся к «цифровому» поколению. Имеет место положительная динамика перехода регионального рынка дистанционного труда к глобальному. По ряду позиций работодатели видят ощутимую выгоду от введения дистанционной занятости, следовательно, в перспективе данный формат будет активно использоваться. Экспертами положительно характеризуется возможность проработки цифровых навыков практикующими специалистами и участниками системы образования, масштабное развитие цифровых профессий. Отрицательно оцениваются возможные физиологические и социально-психологические последствия перехода к дистанционному формату занятости и образования. Отмечена угроза перевода на второй план уникальности человеческого капитала и традиций, специфических особенностей деятельности региональных вузов. В целом деятельность региональных университетов целесообразно оценивать как вектор инновационного регионального развития.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биография автора

Татьяна Евгеньевна Давыдова, Воронежский государственный технический университет

Канд. экон. наук, доцент кафедры цифровой и отраслевой экономики.

Литература

Davydova, T. E. (2020) The specifics of the organization of the educational process at the university in non-standard conditions. Production organizer. 28(2), 99-109. DOI: 10.25987 / VSTU.2020.92.97.009. (In Russian)

Dashkova, E. S. & Zvyagintseva, V. E. (2020) Distance employment: assessment and directions of regulation. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. 1, 83-88. DOI: 10.17308 / econ.2020.1 / 2758. (In Russian)

Denisenko, M. B. & Varshavskaya, E. Ya. (2017) Working life expectancy in Russia. HSE Economic Journal. 21(4), 592–622. (In Russian)

Dyatlov, S. A. & Dobrokhotov, M. A. (2018) Forms of implementation of human capital in the digital economy. Izvestiâ Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo èkonomičeskogo universiteta. 112(4), 25–28. (In Russian)

Zakharova, I. V. (2019) Competitiveness of regional universities: taking into account the opinions of consumers. Vestnik Universiteta. (11), 168-175. DOI: 10.26425 / 1816-4277-2019-11-168-175. (In Russian)

Konobevtsev, F. D., Laas, N. I., Gurova, E. V. & Romanova, I. A. (2019) Remote work: technologies and organization experience. Vestnik Universiteta. (7), 9-17. DOI: 10.26425 / 1816-4277-2019-7-9-17. (In Russian)

Krasilnikov, O. Yu. (2018) Freelance on the Russian labor market. Professional'naya oriyentatsiya. (2). (In Russian)

Rusakova, T. B. (2019) The essence and directions of development of the virtual labor market in the Russian Federation. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics. 12(5), 44-57. DOI: 10.18721 / JE.12504. (In Russian)

Simchenko, N. A., Voloshin, A. I. & Romanyuk, E. V. (2018) Theoretical aspects of non-standard forms of employment in the labor market in modern economic conditions. Kant. 27(2). (In Russian)

Sorgner, A. (2017) Workplace automation: a threat to employment or a source of entrepreneurial opportunity? Foresight and STI Governance. 11(3), 37–48. (In Russian)

Tonkikh, N. V. & Kamarova, T. A. (2014) Distantsionnaya zanyatost' v sotsial'noekonomicheskom razvitii regional'nykh sistem [Distance employment in the socio-economic development of regional systems]. Professional'noye obrazovaniye i rynok truda. (8), 26-29. (In Russian)

Fedchenko, A., Dorokhova, N. & Dashkova, E. (2018) Flexible employment: global, Russian and regional aspects. World Economy and International Relations. 62(1), 16-24. DOI: 10.20542 / 0131-2227-2018-62-1-16-24. (In Russian)

Kharchenko, V. S. (2010) Frilans, e-lans, autstaffing, autsorsing, ko-vorking - osvaivaya novyy slovar' zanyatosti [Freelance, e-lance, outstaffing, out-sourcing, co-working - mastering the new vocabulary of employment]. Voprosy strukturizatsii ekonomiki. (2). (In Russian)

Chernykh, N. V. (2019) The influence of atypical forms of employment on theoretical ideas about labor relations. Actual problems of Russian law. 105(8), 108-117. DOI: 10.17803 / 1994-1471.2019.105.8.108-117. (In Russian)

Shcherbakova, L. N., Evdokimova, E. K. & Savintseva, S. A. (2019) "Informational Man" as a New Subject of the Digital Economy. Fundamental Research. (11), 202-206. (In Russian)

Autor, D. H. & Dorn, D. (2013) The Growth of Low-Skill Service Jobs and the Polarization of the US Labor Market. American Economic Review. 103(5), 1553–1597.

Bradley, A., Quigley, M. & Bailey, K. (2019) How well are students engaging with the careers services at university? Studies in Higher Education. DOI: 10.1080/03075079.2019.1647416.

Bremner, P. A. M. (2018) The gap between degree outcomes and employability skills. 15th Enhancement Conference, Evaluation, Evidence and Enhancement: Inspiring Staff and Students, Jun. 2018. Glasgow, UK.

Calvo, J. C. A. & García, G. M. (2020) The influence of psychological capital on graduates’ perception of employability: the mediating role of employability skills. Higher Education Research & Development. DOI: 10.1080/07294360.2020.1738350.

Chen, B., Liu, T. & Wang, Y. (2020). Volatile Fragility: New Employment Forms and Disrupted Employment Protection in The New Economy. International Journal of Environmental Research and Public Health. 17(5), 1531. DOI: 10.3390/ijerph17051531

Chetty, K., Aneja, U., Mishra, V., Gcora, N. & Josie, J. (2018). Bridging the digital divide in the G20: skills for the new age. Economics: The Open-Access, Open-Assessment E-Journal. 12 (24), 1–20. DOI: 10.5018/economics-ejournal.ja.2018-24.

Dutta, J., Mitra, A., Zaman, S. & Mitra, A. (2020) Lockdown and Beyond: Impact of COVID-19 pandemic on global employment sector with special reference to India. NUJS Journal of Regulatory Studies, Special Edition, April 2020. P. 1-4

Fowkes, L. & Li, J. (2018) Designing A Remote Employment Program: Lessons From the Past and a Proposal for the Future. Journal of Australian Political Economy. 82, 57-83.

Jackson, E. A. (2020) Informal Employment. In: Leal Filho W., Azul A., Brandli L., Özuyar P., Wall T. (eds) Decent Work and Economic Growth. Encyclopedia of the UN Sustainable Development Goals. Springer, Cham, 2020.

Smith, E. (2010) Employability Skills. International Encyclopedia of Education. Publ: Elsevier. P. 368-375.

Safiullin, A. R. & Moiseeva, O. A. (2019) Digital Inequality: Russia and other countries in the Fourth industrial revolution. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics.12 (6), 26–37. DOI: 10.18721/JE.12602.

Sarfraz, I., Rajendran, D., Hewege, C. & Mohan, M.D. (2018) An exploration of global employability skills: a systematic research review. Int. J. Work Organisation and Emotion. 9(1), 63–88. DOI: 10.1504/IJWOE.2018.10012435.

Staines, Z. (2018) Ground-Level Impacts of Remote Employment Policy: Social Disadvantage Under the Community Development Programme. Journal of Australian Political Economy. 82, 107-32.

Опубликован
2021-06-30
Как цитировать
Давыдова, Т. Е. (2021). Дистанционная занятость: реалии и перспективы сквозь призму деятельности регионального университета . Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление, (2), 60-73. https://doi.org/10.17308/econ.2021.2/3458
Раздел
Экономика труда и управление персоналом