Англоязычная исследовательская статья: предметно-специфические характеристики разделов «Результаты» и «Обсуждение»

  • Е. В. Вахтерова Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко
  • А. О. Стеблецова Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко
Ключевые слова: англоязычная медицинская статья, англоязычная лингвистическая статья, результаты, обсуждение, содержательная структура раздела, содержательный компонент, предметно-научная вариативность

Аннотация

В данной статье рассматривается англоязычная исследовательская статья как наиболее распространенный жанр письменного академического дискурса. Современная исследовательская статья имеет нормативную композиционно-содержательную макроструктуру, состоящую из разделов, соотносящихся с ходом научного исследования. В статье исследуются разделы «Результаты» и «Обсуждение» с целью выявления предметно-специфических характеристик лингвистических и медицинских исследовательский статей. Основными параметрами анализа стали содержательная структура данных разделов в виде ее компонентов, а также языковые и визуально-графические средства ее реализации. Источником гипотезы о предметно-научной вариативности англоязычной исследовательской статьи стала концепция К. Хайланда о дисциплинарной вариативности академического дискурса. Материалом исследования послужили англоязычные медицинские и лингвистические исследовательские статьи. В результате проведенного исследования описана содержательная структура раздела «Результаты», состоящая из компонентов: презентация результатов исследования; объяснение результатов; сравнение результатов с гипотезой; сопоставление результатов между собой; и раздела «Обсуждение», состоящая из компонентов обобщение результатов; интерпретирование/оценивание результатов; сравнение с результатами других исследований; констатация ограничений исследования, влияющих на степень обобщения и экстраполяции результатов англоязычной исследовательской статьи, а также перечислены основные языковые и визуально-графические средства их реализации. В ходе исследования была обнаружена предметно-научная вариативность на всех уровнях анализа: наличие обособленных/объединенных разделов, наличие/отсутствие содержательного компонента «констатация ограничений исследования», бóльшая/мéньшая плотность использования глаголов show, find, indicate, identify как языковых средств презентации результата, доминирование формы настоящего/прошедшего времени для презентации результата; вариативное/стандартизованное использование лексических языковых средств при вербализации сравнения и сопоставления результатов. Проведенное исследование позволит расширить представление о норме письменного модуса англоязычного академического дискурса и его предметно-научной специфике.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Е. В. Вахтерова, Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко

старший преподаватель кафедры английской филологии

А. О. Стеблецова, Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко

доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков

Литература

1. Chernyavskaya V. E. Nauchno-issledovatel'skaya stat'ya kak verbalizatsiya novogo nauchnogo rezul'tata (na materiale lingvistiki) [Research article as a verbalization of a new scientific result (based on linguistics)]. In: ZHanry rechi. 2016. No. 1. Pр. 56–64.
2. Hyland K. Disciplinary discourses: social interactions in academic writing. Harlow : Longman, 2000.
3. Hyland K. As can be seen: Lexical bundles and disciplinary variation. In: English for Specific Purposes. 2008. No. 27 (1). Pр. 4–21.
4. Hyland K. Academic discourse. In Continuum Companion to Discourse Analysis. London: Continuum, 2011. Pp. 171–184.
5. KHutyz I. P. Аkademicheskij diskurs: kul'turno-spetsificheskaya sistema konstruirovaniya i translyatsii znanij. [Academic discourse: a culturally specific system for constructing and transmitting knowledge]. M.: Flinta, 2015. 176 p.
6. Sukhomlinova M. А. Sovremennyj angloyazychnyj akademicheskij diskurs: genezis i zhanrovaya spetsifika: monografiya. [Modern English Academic Discourse: Genesis and Genre Specifics]. Rostov n/D; Taganrog: Izd-vo YUzhnogo federal'nogo universiteta, 2018. 208 p.
7. Jiang K., Hyland K. Metadiscursive nouns: interaction and cohesion in abstract moves. In: English for Specific Purposes Journal. 2017. No. 46. Pp. 1–14.
8. Vakhterova E. V. Distsiplinarnaya variativnost' issledovatel'skogo diskursa: zhanrovye osobennosti angloyazychnykh annotatsij. [Disciplinary Variation of Research Discourse: Genre Features of English Abstracts]. In: YAzykovaya kartina mira v usloviyakh mul'tilingvizma i mul'tikul'turalizma: perevodcheskij, lingvisticheskij i didakticheskij aspekty. Voronezh: Izdatel'stvo Istoki, 2021. Pp. 97–110.
9. Öztürk I. The textual organisation of research article introductions in applied linguistics: Variability within a single discipline. In: English for Specific Purposes. 2007. No. 26. Pp. 25–38.
10. Hirano E. Research article introductions in English for specific purposes: A comparison between Brazilian Portuguese and English. In: English for Specific Purposes. 2009. No. 28. Pp. 240–250.
11. Lim J. Method sections of management research articles: a pedagogically motivated qualitative study. In: English for Specific Purposes. 2006. Vol. 25, No. 3. Pp. 282–309.
12. Bruce I. Cognitive genre structures in methods sections of research articles: a corpus study. In: Journal of English for Academic Purposes. 2008. Vol. 7, No. 1. Pp. 38–54.
13. Brett P. A genre analysis of the results section of sociology articles. In: English for Specific Purposes. 1994. No. 13 (1). Pp. 47–59.
14. Peacock M. Communicative moves in the discussion section of research articles. In: System. 2002. Vol. 30, No. 4. Pp. 479–497.
15. Basturkmen H. Commenting on results in published research articles and masters dissertations in language teaching. In: Journal of English for Academic Purposes. 2009. No. 8. Рp. 241–251.
16. Stebletsova А. O., Torubarova I. I. Formal'nost' kak stileobrazuyushhaya kharakteristika akademicheskogo anglijskogo: sinkhronicheskij analiz nauchnykh meditsinskikh tekstov. [Formality as a style-forming characteristic of academic English: synchronous analysis of scientific medical texts]. In: Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: YAzykoznanie. 2019. Vol. 18, No. 4. Pp. 157–173.
17. Stebletsova А. O., Naumenko Yu. N. Zagolovki anglijskikh i russkikh nauchnykh statej: diskursivno-kognitivnye osobennosti. [Titles of English and Russian scientific articles: discursive-cognitive features]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2019. No. 4 (820). Pp. 161–179.
18. Hopkins A., Dudley-Evans T. A genre-based investigation of the Discussion section in articles and dissertations. In: English for Specific Purposes. 1988. No. 7. Pp. 113–121.
19. Swales J., Feak Ch. B. Academic Writing for Graduate Students: Commentary: A Course for Nonnative Speakers of English. Ann Arbor: University of Michigan Press. 1994.
Опубликован
2022-10-03
Как цитировать
Вахтерова, Е. В., & Стеблецова, А. О. (2022). Англоязычная исследовательская статья: предметно-специфические характеристики разделов «Результаты» и «Обсуждение». Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, (3), 62-70. https://doi.org/10.17308/lic/1680-5755/2022/3/62-70
Раздел
Германские языки