Коммуникативные параметры деструктивности в педагогическом дискурсе

  • Я. А. Волкова Российский университет дружбы народов
  • Н. Н. Панченко Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Ключевые слова: педагогический дискурс, деструктивность, агрессия, конфликт, деструктивное общение, коммуникативный параметр, параметрическая модель

Аннотация

В статье анализируется коммуникативная категория деструктивности в педагогическом дискурсе, а также проводится ее параметризация в анализируемом типе дискурса. Необходимость разработки метода исследования педагогической деструктивности, а также практическая целесообразность разработки дискурсивных и этических норм в педагогическом общении определяют актуальность проведенного исследования. Исследование базируется на теории дискурса, теории деструктивности (В. И. Карасик, М. Л. Макаров, И. А. Стернин, Э. Фромм, и др.). Развивая теорию деструктивности Э. Фромма, авторы уточняют понятие деструктивности по отношению к педагогическому дискурсу и соотносят его с близкими понятиями конфликтности и агрессивности. Предпринята попытка построения инвариантной параметрической модели описания педагогической деструктивности, которая послужит основой для дальнейшей ее конкретизации при идентификации проявлений деструктивности. Основным инструментом исследования является методика параметризации дискурса. На основе аспектной и параметрической модели И. А. Стернина разработана гипотетическая модель для описания деструктивного коммуникативного поведения педагога. После верификации на отобранном эмпирическом материале данная модель была подвергнута корректировке, что в результате позволило предложить инвариантную матрицу, в которой релевантные коммуникативные параметры объединены в три основных, взаимосвязанных между собой фактора. Делается вывод о том, что использование данной модели представляется целесообразным для сравнительного анализа разных вариантов педагогического коммуникативного взаимодействия, в частности в диадах «учитель – ученик», «учитель – родитель», «учитель – учитель».

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Я. А. Волкова, Российский университет дружбы народов

профессор кафедры теории и практики иностранных языков

Н. Н. Панченко, Волгоградский государственный социально-педагогический университет

профессор кафедры языкознания

Литература

1. Dobren'kov V. I. Psikhoanaliticheskaya sotsiologiya Erikha Fromma [Psychoanalytic sociology of Erich Fromm]. Moscow: Al'fa-M, 2006. 448 p.
2. Fromm E. The Anatomy of Human Destructiveness. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1973. 534 p.
3. Storr A. Human Destructiveness. Ballantine Books, 1992. 183 p.
4. Whitaker L. C. Understanding and Preventing Violence. The Psychology of Human Destructiveness. London: Routledge, 2000. 248 p.
5. Aggression and Destructiveness: Psychoanalytic Perspectives. Еd. by Celia Harding. Routledge, 2006. 244 p.
6. Karasik V. I. YAzykovoy krug: lichnost', kontsepty, diskurs [Language circle: personality, concepts, discourse]. Volgograd: Peremena, 2002. 477 p.
7. Makarov M. L. Osnovy teorii diskursa [Fundamentals of the theory of discourse]. Moscow: Gnozis, 2003. 280 p.
8. Oleshkov M. YU. Osnovnyye parametry modeli professional'noy kommunikatsii (na primere didakticheskogo diskursa) [The main parameters of the model of professional communication (on the example of didactic discourse)]. In: Sotsiokul'turnyye problemy v obrazovanii:
Mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov. Moscow: RITS MGOPU im. M. A. Sholokhova, 2006. Pp. 62–71.
9. Sternin I. A. Modeli opisaniya kommunikativnogo povedeniya [Models for describing the communicative behavior]. Voronezh: Garant, 2015. 52 p.
10. Shcherbinina YU. V. Garmonizatsiya pedagogicheskogo diskursa [Harmonization of pedagogical discourse]. Doctoral Dissertation Abstract. Moscow, 2010. 47 p.
11. Bernstein B. Pedagogy, Symbolic Control and Identity: theory, research, critique. London: Taylor & Francis, 2000. 216 p.
12. Bernstein B. The Structuring of Pedagogic Discourse (Class, Codes and Control). Routledge, London, 2009. 246 p.
13.Velle L. Discourse and pedagogy: two pillars of teacher education. In: Journal of Education for Teaching. 2021. No. 47:3. Pp. 305–308.
14. Rose D. Analysing pedagogic discourse: an approach from genre and register. Functional Linguistics. 2014. No. 1, 11. Available at : DOI
15. Makarova D. V. Rechevoye povedeniye uchitelya v strukture pedagogicheskogo diskursa [Teacher’s speech behavior in the structure of pedagogical discourse]. PhD Dissertation Abstract. Moscow, 2008. 46 p.
16. Zubareva N. S. Kommunikativnaya neudacha kak proyavleniye destruktsii pedagogicheskogo diskursa [Communication failure as a manifestation of the destruction of pedagogical discourse]. PhD thesis. Irkutsk, 2001. 305 p.
17. Smyslova S. L. Kontsept «uchitel'» v russkom pedagogicheskom diskurse rubezha XIX–XX vekov [The concept of "teacher" in Russian pedagogical discourse at the turn of the XIX–XX centuries]. PhD Dissertation Abstract. Tyumen', 2007. 23 p.
18. Dubina L. P. Differentsial'nyye priznaki pedagogicheskogo diskursa [Differential features of pedagogical discourse]. In: Professional'naya kommunikativnaya lichnost' v institutsional'nykh diskursakh: tezisy dokladov mezhdunarodnogo kruglogo stola. Minsk: Belorusskiy gosudarstvennyy universitet, 2018. Pp. 36–39.
19. Yezhova T. V. K probleme izucheniya pedagogicheskogo diskursa [On the problem of studying pedagogical discourse]. In: Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2006. No. 2 (52). Pp. 52–56.
20. Kazantseva Ye. A. Osobennosti sovremennogo pedagogicheskogo diskursa [Features of modern pedagogical discourse]. In: Uspekhi sovremennoy nauki. 2017. Vol. 2, No. 1. Pp. 22–24.
21. Suvorova S. L. Fenomenologiya issledovaniya ponyatiy «diskurs» i «pedagogicheskiy diskurs» [Phenomenology of the study of the concepts of “discourse” and “pedagogical discourse”]. In: Vestnik YUUrGU. Seriya: Obrazovaniye. Pedagogicheskiye nauki. 2012. No. 4 (263). Pp. 84–87.
22. Balabanova T. N. Pedagogicheskiy diskurs kak raznovidnost' ustnoy kommunikatsii [Pedagogical discourse as a kind of oral communication]. In: Itogi nauchnykh issledovaniy uchenykh MGU im. A. A. Kuleshova: materialy nauchno-metodicheskoy konferentsii. Mogilev: Mogilevskiy gosudarstvennyy universitet imeni A. A. Kuleshova, 2019. Pp. 50–51.
23. Volkova Ya. A. Destruktivnoye obshcheniye v kognitivno-diskursivnom aspekte [Destructive communication in the cognitive-discursive aspect]. Volgograd, 2014. 303 p.
24. Tret'yakova V. S. Rechevoy konfl ikt i aspekty yego izucheniya [Speech conflict and aspects of its study]. In: Yurislingvistika. 2004. No. 5. Available at: URL
25. Grishina N. V. Psikhologiya konflikta [Psychology of conflict]. Sankt-Peterburg: Piter, 2008. 544 p.
26. Trubina Z. I. Pedagogicheskiye konflikty na urokakh: tipy, prichiny vozniknoveniya, spetsifika uregulirovaniya [Pedagogical conflicts in the classroom: types, causes, specifics of settlement]. In: Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. 2019. No. 5. Available at: URL
27. Belyayevskaya Ye. G. K probleme modelirovaniya polisemii (mezh"yazykovyye sootvetstviya kak osnovaniye izucheniya printsipov formirovaniya semanticheskoy struktury slova) [On the problem of modeling polysemy (interlingual correspondences as a basis for studying the principles of the formation of the semantic structure of a word)]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2008. No. 544. Pp. 14–22.
28. Yakoba I. A. Kognitivno-kommunikativnaya parametrizatsiya mediynogo diskursa [Cognitive-communicative parametrization of media discourse]. Doctoral thesis. Irkutsk, 2019. 399 p.
29. Prokhorov Yu. Ye., Sternin I. A. Russkiye: kommunikativnoye povedeniye [Russians: communicative behavior]. Moscow: Flinta, Nauka, 2006. 193 p.
30. Bakumova Ye.V. Rolevaya struktura politicheskogo diskursa [Role structure of political discourse]. Phd thesis. Volgograd, 2002. 200 p.
31. Kashkina O. V. Otsenochnyy aspekt samoprezentatsii politikov v SMI [Evaluative aspect of self-presentation of politicians in the media]. In: Politicheskaya lingvistika. 2006. No. 17. Pp. 101–123.
32. Mironova M. V. Konstruktsii neodobreniya i poritsaniya v monologicheskikh yedinstvakh [Constructions of disapproval and censure in monological unities]. In: Vestnik YarGU. Seriya Gumanitarnyye nauki. 2012. No. 4/1 (22/1). Pp. 136–139.
Опубликован
2023-01-14
Как цитировать
Волкова, Я. А., & Панченко, Н. Н. (2023). Коммуникативные параметры деструктивности в педагогическом дискурсе. Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, (4), 23-33. https://doi.org/10.17308/lic/1680-5755/2022/4/23-33
Раздел
Теория языка