Функционирование прецедентных феноменов в визуальной политической коммуникации
Аннотация
Статья посвящена прагматическим аспектам прецедентных феноменов, используемых в британских и американских предвыборных плакатах. Плакаты являются одним из основных средств визуальной политической коммуникации, значение которых формируется на основе взаимодействия семиотически разнородных элементов, что позволяет относить их к поликодовым текстам. Цель исследования заключается в установлении функционально-прагматических характеристик прецедентных феноменов как культурно нагруженных знаков, которые инкорпорированы в структуру поликодового текста. Методологической основой послужил мультимодальный дискурс-анализ, кроме того, применялись методы функционально-семантического и структурно-семантического анализа. Исследование показывает, что в политических плакатах связь с широким культурным фоном осуществляется на уровне каждого из семиотических кодов, поскольку прецедентные феномены используются в лингвистическом, изобразительном, цветовом и графическом кодах. Анализ источников прецедентности позволяет утверждать, что большинство из них принадлежит к разряду культурно-специфических, лишь незначительная часть соотносится с текстами мировой культуры, а значит является культурно-универсальными. Выявлена корреляция между характером источника прецедентности и функцией связанного с ним компонента политического плаката. Было установлено, что в ходе визуальной политической коммуникации культурно-специфические прецедентные феномены выполняют номинативную, людическую, аттрактивную, персуазивную и парольную функции. Парольная функция, предполагающая отнесенность к группе «своих» или «чужих», не свойственна культурно-универсальным ПФ. Было выявлено, что несмотря на то, что целью политической агитации является убеждение, не все прецедентные феномены предвыборных плакатов используются в функции персуазивности. Проведенное исследование позволяет уточнить некоторые аспекты функциональной прагматики предвыборных плакатов, а также расширить понимание роли культурно значимых элементов, используемых в визуальной политической коммуникации.
Скачивания
Литература
2. Nikolskaya T. E., Pavlina S. Yu. Campaign Posters in American and Russian Electoral Landscapes. In: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS, Nizhny Novgorod, March 10–12, 2020. Vol. 102. Nizhny Novgorod: European Publisher, 2021. Pp. 761–768.
3. Strand R. T., Schill D. The visual presidency of Donald Trump’s first hundred days: Political image-making and digital media. In: Visual political communication. Palgrave Macmillan, 2019. Pp. 167–186. DOI
4. Karaulov Yu. N. Russkyi yazuk i yazukovaya lichnost’[Russian language and language personality]. Issue 6. M.: LKI, 2007.
5. Krasnykh V. V. Etnopsikholingvistika i lingvokulturologiya. Kurs lektsii [Ethnopsycolinguistics and linguokulturology: lectures]. М.: Gnozis, 2002.
6. Slyshkin G. G., Efremova M. A. Kinotekst (opyt lingvokultorologicheskogo analiza) [Cinematic text: linguoculturological analysis]. М.: Vodolei Publishers, 2004.
7. Voroshilova М. B. Politicheskii kreolizovanui tekst: kluchi k prochteniyu [Political creolised text: keys to understanding]. Yekaterinburd: Ural State Pedagogical University, 2013.
8. Seidman S. A. Posters, Propaganda, and Persuasion in Election Campaigns around the World and Through History. New York: Peter Lang, 2008.
9. Iser W. The Range of interpretation. New York: Columbia University Press, 2000.
10. Van Zoonen L. Intertextuality. In: Rössler P., Hoffner C. and L. van Zoonen (eds). The International Encyclopedia of Media Effects. Wiley-Blackwell. 2017. Pp. 1–12. DOI
11. Tsakona V. Intertextuality and/in political jokes. In: Lingua. 2018. No. 203, Pp. 1–15. DOI
12. Fairclough N. Intertextuality in critical discourse analysis. In: Linguistics and Education. 1992. No. 4 (3). Pp. 269–293.
13. Latisheva V. L. Priznaki I funksii precedentnyh fenomenov [Properties and functions of precedent phenomena]. In: Vestnik of Irkutsk technical university. 2011. No. 1 (48). Pp. 296–300.
14. Al Kadim М. Funksionirovaniye precedentnogo imeni v sredstvah massovoi kommunikatcii [Precedent names functioning in mass media (on the example of qui newspapers)]. In.: Vestnik of Chelyabinsk State University. 2021. No. 9 (455). Pp. 7–12.
15. Slyshkin G. G. Ot teksta k simvolu: lingvokulturnuye koncepty precedentnukh tekstov [From text to symble: precedent texts’ linguocultural concepts]. М.: Academia, 2000.
16. Malyuga E. N., Akopova A. S. Precedence-setting tokens: Issues of classification and functional attribution. In: Training, Language and Culture. 2021. No. 5 (4). Pp. 65–76. DOI
17. Markevich E. V. Funktsionalnui potensial precedentnykh fenomenov [Functional potential of precedent phenomena]. In: Vestnik of Irkutsk State Technical University. 2014. No. 9 (92). Pp. 315–320.