Функционирование прецедентных феноменов в визуальной политической коммуникации

  • С. Ю. Павлина Нижегородский государственный лингвистический университет
Ключевые слова: прецедентные феномены, политический плакат, поликодовый текст, функциональная прагматика, знаки культуры, семиотические коды

Аннотация

Статья посвящена прагматическим аспектам прецедентных феноменов, используемых в британских и американских предвыборных плакатах. Плакаты являются одним из основных средств визуальной политической коммуникации, значение которых формируется на основе взаимодействия семиотически разнородных элементов, что позволяет относить их к поликодовым текстам. Цель исследования заключается в установлении функционально-прагматических характеристик прецедентных феноменов как культурно нагруженных знаков, которые инкорпорированы в структуру поликодового текста. Методологической основой послужил мультимодальный дискурс-анализ, кроме того, применялись методы функционально-семантического и структурно-семантического анализа. Исследование показывает, что в политических плакатах связь с широким культурным фоном осуществляется на уровне каждого из семиотических кодов, поскольку прецедентные феномены используются в лингвистическом, изобразительном, цветовом и графическом кодах. Анализ источников прецедентности позволяет утверждать, что большинство из них принадлежит к разряду культурно-специфических, лишь незначительная часть соотносится с текстами мировой культуры, а значит является культурно-универсальными. Выявлена корреляция между характером источника прецедентности и функцией связанного с ним компонента политического плаката. Было установлено, что в ходе визуальной политической коммуникации культурно-специфические прецедентные феномены выполняют номинативную, людическую, аттрактивную, персуазивную и парольную функции. Парольная функция, предполагающая отнесенность к группе «своих» или «чужих», не свойственна культурно-универсальным ПФ. Было выявлено, что несмотря на то, что целью политической агитации является убеждение, не все прецедентные феномены предвыборных плакатов используются в функции персуазивности. Проведенное исследование позволяет уточнить некоторые аспекты функциональной прагматики предвыборных плакатов, а также расширить понимание роли культурно значимых элементов, используемых в визуальной политической коммуникации.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

С. Ю. Павлина, Нижегородский государственный лингвистический университет

кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики английского языка и перевода

Литература

1. Veneti A., Jackson D. et al. (Eds.). Visual Political Communication. Palgrave Macmillan, 2019. DOI
2. Nikolskaya T. E., Pavlina S. Yu. Campaign Posters in American and Russian Electoral Landscapes. In: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS, Nizhny Novgorod, March 10–12, 2020. Vol. 102. Nizhny Novgorod: European Publisher, 2021. Pp. 761–768.
3. Strand R. T., Schill D. The visual presidency of Donald Trump’s first hundred days: Political image-making and digital media. In: Visual political communication. Palgrave Macmillan, 2019. Pp. 167–186. DOI
4. Karaulov Yu. N. Russkyi yazuk i yazukovaya lichnost’[Russian language and language personality]. Issue 6. M.: LKI, 2007.
5. Krasnykh V. V. Etnopsikholingvistika i lingvokulturologiya. Kurs lektsii [Ethnopsycolinguistics and linguokulturology: lectures]. М.: Gnozis, 2002.
6. Slyshkin G. G., Efremova M. A. Kinotekst (opyt lingvokultorologicheskogo analiza) [Cinematic text: linguoculturological analysis]. М.: Vodolei Publishers, 2004.
7. Voroshilova М. B. Politicheskii kreolizovanui tekst: kluchi k prochteniyu [Political creolised text: keys to understanding]. Yekaterinburd: Ural State Pedagogical University, 2013.
8. Seidman S. A. Posters, Propaganda, and Persuasion in Election Campaigns around the World and Through History. New York: Peter Lang, 2008.
9. Iser W. The Range of interpretation. New York: Columbia University Press, 2000.
10. Van Zoonen L. Intertextuality. In: Rössler P., Hoffner C. and L. van Zoonen (eds). The International Encyclopedia of Media Effects. Wiley-Blackwell. 2017. Pp. 1–12. DOI
11. Tsakona V. Intertextuality and/in political jokes. In: Lingua. 2018. No. 203, Pp. 1–15. DOI
12. Fairclough N. Intertextuality in critical discourse analysis. In: Linguistics and Education. 1992. No. 4 (3). Pp. 269–293.
13. Latisheva V. L. Priznaki I funksii precedentnyh fenomenov [Properties and functions of precedent phenomena]. In: Vestnik of Irkutsk technical university. 2011. No. 1 (48). Pp. 296–300.
14. Al Kadim М. Funksionirovaniye precedentnogo imeni v sredstvah massovoi kommunikatcii [Precedent names functioning in mass media (on the example of qui newspapers)]. In.: Vestnik of Chelyabinsk State University. 2021. No. 9 (455). Pp. 7–12.
15. Slyshkin G. G. Ot teksta k simvolu: lingvokulturnuye koncepty precedentnukh tekstov [From text to symble: precedent texts’ linguocultural concepts]. М.: Academia, 2000.
16. Malyuga E. N., Akopova A. S. Precedence-setting tokens: Issues of classification and functional attribution. In: Training, Language and Culture. 2021. No. 5 (4). Pp. 65–76. DOI
17. Markevich E. V. Funktsionalnui potensial precedentnykh fenomenov [Functional potential of precedent phenomena]. In: Vestnik of Irkutsk State Technical University. 2014. No. 9 (92). Pp. 315–320.
Опубликован
2023-04-03
Как цитировать
Павлина, С. Ю. (2023). Функционирование прецедентных феноменов в визуальной политической коммуникации. Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, (1), 93-101. https://doi.org/10.17308/lic/1680-5755/2023/1/93-101
Раздел
Германские языки