Гендерная специфика использования дискурсивов в устном англоязычном научно-популярном дискурсе (на материале TED talks)
Аннотация
Статья посвящена изучению гендерной специфики использования дискурсивов-регулятивов в рамках англоязычного устного научно-популярного жанра TED-лекции. Цель исследования – на основе качественного и количественного анализа употребления дискурсивов-регулятивов выявить гендерную специфику использования их различных подтипов в жанре TED-лекции. Материалом для исследования послужили 20 текстов TED-лекций (10 мужских и 10 женских) на английском языке, посвященных проблемам образования и онлайн-обучения, общим объемом около 50 000 словоупотреблений. Для обеспечения достоверности выводов была подсчитана частотность использования дискурсивов на 1000 словоупотреблений. В ходе данного исследования применялся метод дискурсивного анализа с использованием сравнительных и количественных методик. В ходе количественного анализа было зарегистрировано 4177 употреблений дискурсивов-регулятивов, из них 2151 в лекциях мужчин, и 2026 в лекциях женщин. При этом частотность использования дискурсивов-регулятивов в речи мужчин составляет 78,9, в речи женщин – 89. Полученные результаты могут использоваться в рамках вузовского спецкурса по гендерной лингвистике, теоретического курса по социолингвистике, при изучении английского языка. В ходе количественного и качественного анализа доказано влияние дискурсивных (речевой жанр) и личностных (гендер и профессионально-социальный статус) факторов на частотность отдельных подтипов дискурсивов. Выявлено, что по сравнению с лекциями женщин, в лекциях мужчин чаще используются перформативы, адресации, эмотивы, акцентивы, реже – авторизующие конструкции, сигналы неуверенности, сигналы уверенности, сигналы выражения дополнительных смыслов. Данные текущего исследования в целом подтверждают данные других исследований англоязычной коммуникации в рамках гендерной лингвистики.
Скачивания
Литература
Kirova A. G. Razvitie genderny`x issledovanij v ingvistike [Development of gender studies in linguistics]. In: Vesti Tomskogo gos. ped. un-ta. 2009. No. 8 (86). Pp. 138–140.
Mironova N. I. Pol i gender v lingvisticheskix issledovaniyax [Sex and gender in the linguistic studies]. In: Vestnik Chelyabinskogo gos. un-ta. 2008. Vy`p. 37 (28). Filologiya. Iskusstvovedenie. Рр. 125–132.
Sunderland J. Language and Gender: an advanced resource book. London and New York: Routledge, 2006. 359 p.
Fursa E. A. Maskulinnost` kak ranee nevidimaya kategoriya [Masculinity as a previously invisible category]. In: Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika i mezhkul`turnaya kommunikaciya. 2018. No. 3. Pp. 76–80.
Gornostaeva Yu. A. Obraz zhenshhiny` v ispanoyazy` chnom diskurse maskulizma v kontekste metaforicheskogo modelirovaniya [The image of a woman in the Spanish-language discourse of masculism in the context of metaphorical modeling]. In: Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika i mezhkul`turnaya kommunikaciya. 2022. No. 3. Pp. 78–85.
Kerkhoven A. H. et al. Rodenburg. Gender Stereotypes in Science Education Resources: A Visual Content Analysis. Available at: http://journals.plos.org.plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0165037
Keller E. F. Refl ections on Gender and Science. Yale University Press, 1995. Tenth edition. 193 p.
Wardhaugh R., Fuller M. J. An Introduction to Sociolinguistics. Blackwell Publishing, 2006. Seventh edition. 427 p.
Voronczova T. A. Nauchno-populyarny`j diskurs v sovremenny`x rossijskix SMI (problemy` zhanra i stilya) [Popular-science discourse in modern Russian mass media (problems of genre and style)]. In: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. Iskusstvovedenie. 2014. No. 6 (335). Pp. 38–42.
Viktorova E. Yu. Vliyanie gendera na ispol`zovanie diskursivov - organizatorov v ustnom nauchno-populyarnom diskurse (na materiale TED Talks) [How gender affects the use of organizational discourse markers in popular-science discourse (based on TED Talks)]. In: Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Filologiya. Zhurnalistika. 2020. T. 20, vy`p. 4. Pp. 404–410.
José Augusto Simões de Miranda, Maria Ester Wollstein Moritz. TED Talks: A genre analysis. Revista X. 2021. No. 6. Pp. 1552–1573.
Viktorova E. Yu. Diskursivno-pragmaticheskaya specifi ka zhanra lekcii TED Talk (skvoz` prizmu funkcionirovaniya v nej diskursivov) [Pragmatic Aspects of TED Talks as a specifi c speech genre (through the lens of discourse markers’ use]. In: Zhanry` rechi. 2019. No. 4 (24). Pp. 254–266.
Coates J., Cameron D. Women in their speech communities: new perspectives on language and sex. Longman, 1994. 191 p.
Viktorova E. Yu. Vspomogatel`naya sistema diskursa [Supportive System of Discourse]. Saratov: Nauka Publ., 2015. 404 p.
Shilikhina K. M., Smirnova V. V. Funkcionirovanie diskursivny`x markerov ochevidno, vidimo i po-vidimomu v publicisticheskix tekstax i v ustnoj rechi po danny`m gazetnogo i ustnogo podkorpusov NKRYa [Use of discourse markers apparently, it seems and it looks as in journalistic texts and in spoken discourse based on newspaper and oral subcorpora of NCRL]. In: Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika i mezhkul`turnaya kommunikaciya. 2022. No. 3. Pp. 11–20.
Schiffrin D. Discourse markers. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. 374 p.
Fraser B. What are discourse markers? In: Journal of Pragmatics. 1999. No. 31. Pp. 931–952.
Redeker G. Linguistic markers of discourse structure. In: Linguistics. 1991. No. 29 (6). Pp. 1139–1172.
Topka L. V. Genderny`j aspekt issledovaniya rechevogo povedeniya [Gender aspect of speech behavior research]. In: Filologicheskie nauki. Voprosy` teorii i praktiki. No. 10 (52): v 2 ch. Ch. II. Tambov, 2015. Pp. 158–162.
Hyland K. Metadiscourse: Exploring interaction in writing. London: Continuum, 2005. 230 p.
Kryukova I. V. Performativnoe vy`skazy`vanie I performativny`j glagol [Performative utterance and performative verb]. In: Izvestiya DGPU. Obshhestvenny`e i gumanitarny` nauki. 2009. No. 4. Pp. 52–54.