Фокусировка и коммуникативная структура новостного медиафакта
Аннотация
Прагматическое воздействие медиафактов реализуется за счет фокусирования значимых элементов. Фокус является единственным приемлемым инструментом выделения важной информации и привлечения внимания адресатов в новостных медиафактах, большая часть которых характеризуются отражательным типом репрезентации действительности и не располагают высокой стилистической экспрессивностью. Воздействие здесь характеризуется как скрытое, поскольку новостные сообщения способны менять картину мира так, как задумано автором, при минимальном присутствии риторических средств. Цель предлагаемого исследования видится в том, чтобы выявить специфику коммуникативной структуры и механизмы фокусировки новостных медиафактов, которые максимально достоверно отражают действительность. Проведен коммуникативный анализ сплошной выборки медиафактов на новостной ленте ряда информационных агентств общим объемом 433 пропозиции. С точки зрения коммуникативного членения медиафакты на новостной ленте представляют собой нерасчлененные рематические конструкции. Здесь присутствует новое – рема, а тема как показатель предыдущего контекста отсутствует. Вместе с тем выделяется фокус и топик – менее фокусированная часть. Помимо конвенционального фокуса на конце предложения, выявляются акцентированные единицы в начале и середине предложения. В отсутствие специальных маркеров факт предполагает несколько вариантов фокуса, в целях интенсификации которого элементы начала и конца предложения могут быть расширены за счет числительных, контраста и других элементов, чувствительных к фокусу. В зависимости от интенции автора эвиденциальность фокусируется парцелляцией или дефокусируется прямой либо косвенной речью. Экспрессивный потенциал фокуса как способность создавать интригу и двусмысленность также выявлен в новостном медиафакте.
Скачивания
Литература
2. Chafe W. Dannoe, kontrastivnost', opredelennost', podlezhashchee, topik i tochka zreniya [The Given, contrast, certainty, subject, topic and point of view]. In: Novoe v zarubezhnoj lingvistike. Vol. 11. Moscow: Progress, 1982. Pp. 277–316.
3. Kubryakova E. S. Vydvizhenie [Foregrounding]. In: Kratkij slovar' kognitivnyh terminov. Moscow: MGU, 1997. 245 p.
4. Plotnikova S. N. Kognitivno-diskursivnaya deyatel'nost': nablyudenie i konstruirovanie [Cognitive-discursive activity: observation and construction]. In: Studia Linguistica Cognitiva. Moscow: Gnozis, 2006. Iss. 1. Yazyk i poznanie: Metodologicheskie problemy i perspektivy. Pp. 66–81.
5. Negryshev A. A. Standart i ekspressiya v novostnom mediatekste: k pragmatike kompozicionnoj struktury [Standard and Expression in the News Media Text: Toward the Pragmatics of the Compositional Structure]. In: Mediaalmanah Journal. 2013. No. 2. Pp. 40–45.
6. Prom N. A. Adresatnaya adaptatsiya mediateksta [Addressee adaptation of a media text]. In: Crede Experto: transport, society, education, language. 2021. No. 4 (31). Pp. 136–148.
7. Prom N. A. Faktoid vs fejk: identifi katsiya i modeli analiza [Factoid vs fake: identifi cation and analysis models]. In: Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2. Yazykoznanie [Science Journal of Volgograd State University. Linguistics]. 2022. Vol. 21, No. 4. Pp. 142–152.
8. Beloshapkova V. A. Sovremennyj russkij yazyk. Sintaksis [Modern Russian language. Syntax]. Moscow: Vysshaya shkola, 1977. 278 p.
9. Kovtunova I. I. Sovremennyj russkij yazyk: poryadok slov i aktual'noe chlenenie predlozheniya [The Modern Russian language: word order and actual division of the sentence]. Moscow: Prosveshchenie, 1976. 239 p.
10. Testelets Ya. G. Vvedenie v obshchij sintaksis [Introduction to General Syntax]. Moscow: RGGU, 2001. 798 p.
11. Paducheva E. V. The linguistics of narrative: The case of Russian. Saarbrücken: LAPLAMBERT Academic Publishing, 2011. 336 p.
12. Dem'jankov V. Z. «Sub"ekt», «tema», «topik» v amerikanskoj lingvistike poslednih let (Obzor II) [“Subject,” “theme” and “topic” in American linguistics in recent years (Review II)]. In: Izvestija AN SSSR. Ser.: Literatura i yazyk. 1979. Vol. 38, No. 4. Pp. 368–380.
13. Stevens J. S. Pragmatics of Focus. In: Oxford Research Encylopedia. Linguistics. 2017.
14. Beaver D. I. Sense and Sensitivity: How Focus Determines Meaning. Wiley-Blackwell Publishing, 2008. 328 p.
15. Iosilevich N. V. Sub"ektivaciya kak process razvitiya ego-kategorii v russkom yazyke [Subjectifi cation as a process of development of the ego-category in the Russian language]. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Russian Philology. 2012. No. 1. Pp. 13–17.
16. Slyusareva N. A. Problemy funkcional'nogo sintaksisa sovremennogo anglijskogo yazyka [Problems of Functional Syntax of the Modern English language]. Moscow: Nauka, 1981. 205 p.
17. Ashurbekova T. I. Kommunikativnaya organizatsiya predlozheniya v reklamnom tekste [Communicative organization of a sentence in an advertising text]. URL
18. Sheveleva A. I. Topikalizatsiya kak sredstvo peredachi emocional'no-ekspressivnogo faktora v amerikanskom gazetno-publicisticheskom diskurse: na materiale statej o Rossii [Topicalization as a Means of Transmitting an Emotionally Expressive Factor in American Journalistic Discourse: Based on Articles on Russia]. In: Novye rossijskie gumanitarnye issledovaniya. 2006. URL
19. Shevyakova V. E. Inversionnye struktury anglijskogo yazyka [Inversion structures of the English language]. RAN. Moscow: Nauka, 2001. 69 p.
20. Ermakova E. N. Implikatsiya kak process yazykovogo razvitiya sovremennogo russkogo yazyka [Implication as a process of linguistic development of the modern Russian language]. In: Vestnik Chelyabinsk State Pedagogical University. 2013. No. 1. Pp. 227–235.
21. Prom N. A. Faktualizaciya real'nosti v mediadiskurse: harakteristiki, tipy, sposoby vyrazheniya [Factualization of reality in media discourse: characteristics, types and ways of expression]. Volgograd: PrinTerra-Dizajn, 2020. 188 p.