Визуальная метафора в кинематографичной прозе Дмитрия Данилова

  • А. В. Пименова Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова: визуальная метафора, литературная кинематографичность, визуальный образ, семантическое поле, значение-источник, значение-цель, современная российская проза

Аннотация

Статья посвящена изучению визуальной метафоры как одного из средств формирования литературной кинематографичности в российской прозе XXI в. Цель статьи – проанализировать случаи употребления визуальной метафоры в прозе современного писателя Дмитрия Данилова и определить ее роль в структуре художественного текста. Методология исследования включает структурный, компонентный и контекстуальный анализ языковых единиц. Лингвистический анализ визуальной метафоры проводится с опорой на теорию метафоры, разработанную Н. Д. Арутюновой, и типологию метафор Ю. Н. Караулова. При рассмотрении языкового материала было установлено, что визуальные метафоры в кинематографичном романе Дмитрия Данилова «Саша, привет!» можно классифицировать по формальному выражению на два вида: с одной стороны, изобразительные метафоры, с другой – графические. В основе и тех, и других метафор лежит образ, что позволяет рассматривать визуальные метафоры как небинарные ментальные структуры, участвующие в порождении переносных смыслов. Как показал анализ исследуемого материала, в прозе Дмитрия Данилова визуальные метафоры являются одним из важных элементов, организующих идиостиль писателя. Ключевой метафорой творчества Данилова стала метафора «мир как кино» и следующая из нее метафора «текст как кино», которые определяют набор соответствующих средств художественного выражения, формирующих зрительный образ. В современном мире, в котором визуальная культура и, в частности, кинематограф занимают доминирующее положение, визуальная метафора в текстах писателей становится не только выражением авторской позиции и мировоззрения, но и отражением языковой культуры носителей современного языка.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

А. В. Пименова, Санкт-Петербургский государственный университет

аспирант кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания

Литература

Eliseeva E. A. Vizual'nye metafory v filmah A. Dovzhenko i S. Ejzenshtejna (1930-e gg.) [Visual metaphors in the films of A. Dovzhenko and S. Eisenstein (1930s)]. In: Vestnik RGGU. Seriya: Literaturovedenie. Yazykoznanie. Kulturologiya. 2011. No. 17 (79). Pp. 112–117.

Lebedev N. A. Logotip kak vizual'naya metafora [Logo as a visual metaphor]. In: Vestnik Kostrom. State University. 2013. No. 4. Pp. 196–98.

Panchenko D. V. Vizual'nye metafory kak vektor analiza poeticheskogo teksta [Visual metaphors as a vector for analyzing poetic text]. In: Volgograd. State University. 2020. No. 2. Pp. 98–108.

Seredina E. V. Vizual'naya metafora v politicheskoj karikature [Visual metaphor in political caricature]. In: Vestnik Kostrom. State University. 2012. No. 3. Pp. 70–73.

CHernyaevskaya V. E., Gorshkova N. E. Vizual'naya metafora v persuazivnoj kommunikacii [Visual metaphor in persuasive communication]. In: Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena. 2021. No. 202. Pp. 175–182.

Aseeva O. A. Slovo v literature i na ekrane. Kinematografichnost' v sovremennoj otechestvennoj proze [The word in literature and on the screen]. In: Vestnik Ulyanovsk State University. 2011. No. 2 (54). Pp. 15–18.

Vasil'eva T. I. Kinematografichnost' prozy L. I. Borodina [Cinematography of Borodin’s prose]. In: Problemy istorii, filosofii, kul'tury. 2008. No. 19. Pp. 332–336.

Gudin D. S. Kinematografichnost' prozy E. G. Vodolazkina [Cinematography of Vodolazkin’s prose]. In: Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2021. T. 14, Issue. 8. Pp. 2301–2306.

Mart'yanova I. A. Kinematografichnost' literaturnogo teksta (na materiale sovremennoj russkoj prozy) [Cinematography of literary text (based on the material of modern Russian prose)]. In: Vestnik YUzhn.-Ural. State University. 2017. No. 1. Pp. 136–141.

Mart'yanova I. A. Kinovek russkogo teksta: paradoks literaturnoj kinematografichnosti [Cinematic age of Russian text: the paradox of literary cinematography]. St. Petersburg: Saga Publishing House, 2001. 224 p.

Os'muhina O. YU., Kuryaev I. R. Cikl povestej «Smert' na brudershaft» B. Akunina v aspekte literaturnoj kinematografii [The cycle of stories “Death to Brudershaft” by B. Akunin in the aspect of literary cinematography]. In: Neofilologiya. 2021. T. 7, No. 25. Pp. 102–110.

Ejzenshtejn S. M. Izbrannye proizvedeniya: v 6 t. [Selected works: in 6 v.]. Moscow: Iskusstvo, 1964. T. 2. 568 p.

Irvinskih N. P., Pletneva YU. V. Vizual'naya metafora v logotipah [Visual metaphor in logos]. In: Problemy romano-germanskoj filologii, pedagogiki i metodiki prepodavaniya inostrannyh yazykov. 2015. No. 11. Pp. 30–35.

Maksimova V. P. Rol' verbal'no-vizual'noj metafory v graficheskom romane [The role of verbal-visual metaphor in the graphic novel]. In: Nauka i sovremennost'. 2014. No. 33. Pp. 162–166.

Mardieva L. A. Vizual'naya metafora kak objekt i instrument issledovaniya semioticheski oslozhnennyh politicheskih tekstov [Visual metaphor as an object and tool for studying semiotically complicated political texts]. In: Politicheskaya lingvistika. 2013. No. 4 (46). Pp. 274–276.

Karaulov YU. N. Slovar' Pushkina i evolyuciya russkoj yazykovoj sposobnosti [Pushkin's Dictionary and the Evolution of Russian Language Ability.]. Moscow: KomKniga, 2006. 168 p.

Arutyunova N. D. V storonu semiotiki i stilistiki [Towards semiotics and stylistics]. In: Yazyk i mir cheloveka. Moscow: Yazyki russkoj kul'tury, 1999. Pp. 275–386.

Arnhejm R. Iskusstvo i vizual'noe vospriyatie [Art and visual perception]. Moscow: Progress, 1974. 384 p.

Frejdenberg O. M. Obraz i ponyatie [Image and concept]. In: Mif i literatura drevnosti. Moscow: Vostochnaya literatura RAN, 1998. Pp. 223–622.

Flusser V. Gestures. London: Uni. of Minnesota Press, 2014. 193 p.

Pyatigorskij A. M. Nekotorye obshchie zamechaniya otnositel'no teksta kak raznovidnosti signala [Some general remarks regarding the text as a type of signal]. In: Strukturno-tipologicheskie issledovaniya. Moscow: AN SSSR, 1962. Pp. 144–155.

Lotman YU. M. Izbrannye stat'i: v 3 t. [Selected articles: in 3 v.]. Tallin: Aleksandra, 1992. T. 1. Pp. 11–129.

Arutyunova N. D. Metafora i diskurs [Metaphor and discourse]. In: Teoriya metafory. Sbornik. Ed. by N. D. Arutyunova, M. A. ZHurinskaja. Moscow: Progress, 1990. Pp. 5–32.

Danilov D. A. Sasha, privet! [Sasha, Hello!]. Moscow: AST, 2023. 248 p. 25. Hanzen-Leve O. A. Intermedial'nost' v russkoj kul'ture: ot simvolizma k avangardu [Intermediality in Russian culture: from symbolism to avant-garde]. Trans. from German B. M. Skuratova, E. Yu. Smotritsky. Moscow: Rossijskij gos. gumanitarnyj un-t, 2016. 503 p.

Опубликован
2024-03-31
Как цитировать
Пименова, А. В. (2024). Визуальная метафора в кинематографичной прозе Дмитрия Данилова. Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, (1), 129-137. https://doi.org/10.17308/lic/1680-5755/2024/1/129-137
Раздел
Русский язык и языки народов Российской Федерации