ТИФЛОКОММЕНТИРОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА «БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА»)
Аннотация
Исследование посвящено анализу невербального аспекта общения, вербализованного в виде звуковых тифлокомментариев. Материалом исследования послужил художественный фильм режиссера Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» с тифлокомментированием. Выбрано 85 фрагментов, в которых при помощи вербальных средств передачи информации описаны невербальные аспекты коммуникации. Работа выдержана в русле междисциплинарного, функционального и деятельностного подходов, предусматривающих системный учет стороны говорящего и слушающего, а также коммуникативные потребности говорящего и данного языкового сообщества. Авторы освещают различные подходы к изучению вопросов невербальной коммуникации и тифлокомментирования, определяют основные критерии классификаций видов невербальной коммуникации, демонстрируют виды и различные методы тифлокомментирования. В статье разработан алгоритм исследования невербального аспекта общения, вербализованного в виде звуковых тифлокомментариев, включающий следующие этапы: составление списка тифлокомментариев с соответствующими им таймкодами, упорядоченный хронологически; классификация тифлокомментариев по видам невербальной коммуникации (кинесика, проксемика, тактильная коммуникация, паралингвистика, визуальные элементы); обоснование применения тифлокомментариев в определенной ситуации невербального общения; количественный анализ использования тифлокомментирования в зависимости от вида невербальной коммуникации; анализ частей речи, вербализующих различные виды невербальной коммуникации. Анализ показал, что наиболее частотным видом невербального общения, к которому применено тифлокомментирование, является кинесика. На втором месте по частотности тифлокомментирования – проксемика и тактильная коммуникация. На третьем месте по частотности представлено тифлокомментирование визуальных элементов. Тифлокоментирование паралингвистического вида невербальной коммуникации не зарегистрировано. Авторы пришли к выводу о том, что тифлокомментирование различных видов невербальной коммуникации характеризуется использованием различных частей речи. Полученные знания могут быть применены в области межкультурной коммуникации с целью разработки эффективной стратегии грамотного взаимодействия и общения. Сведения о количественном распределении тифлокомментариев в зависимости от вида невербальной коммуникации могут использоваться для лучшей адаптации аудиовизуального произведения к перцептивным возможностям человека с нарушенным зрением.
Скачивания
Литература
3. Крысько В. Г., Фельдштейн Д. И. Этнопсихологический словарь. М. : МПСИ, 1999. 343 с.
4. Ребер А. Оксфордский толковый словарь по психологии. М. : Вече, АСТ, 2002. 559 с.
5. Лабунская В. А. Введение в психологию невербального поведения. Ростов н/Д. : Изд-во Рост. ун-та, 2004. 415 с.
6. Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение. Полное руководство. СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 512 с.
7. Моисеева И. Ю., Антипова О. И. Молчание как вид невербального общения в культуре Японии // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3 (94). С. 253–255.
8. Назаренко Т. Ю. Роль невербальной коммуникации в учебном процессе // Евразийский гуманитарный журнал. 2022. № 1. С. 70–77.
9. Сулеева Г. С. и др. Функциональная многогранность музыкального жеста и его семантическая природа // The Scientifi c Heritage. 2021. № 59-4. С. 3–8.
10. Argyle M. The Psychology of Interpersonal Behaviour. London : Penguin UK, 1994. 368 p.
11. Ваньшин С. Н., Ваньшина О. П. Тифлокомментирование, или Словесное описание для слепых : инструктивно-методическое пособие / под общ. ред. вице-президента ВОС В. С. Степанова, канд. пед. наук С. Н. Ваньшина. М. : Издательско-полиграфический тифлоинформационный комплекс «Логосвос», 2011. 62 с.
12. Моргачева Е. Н. Тифлокомментирование как современная форма включения лиц с нарушениями зрения в социокультурное пространство // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-4. С. 14–17.
13. ГОСТ Р 57891-2017 Тифлокомментирование и тифлокомментарий. Термины и определения. М. : Стандартинформ, 2017. 11 с.
14. Васильева С. Г. Вспомогательные технологии. URL: https://новодоступ.рф/obzorvt/
15. Губанова К. А., Горожанов А. И. Применение программы Aegisub в процессе обучения тифлокомментированию // Гуманитарные и юридические исследования. 2023. № 3. С. 521–527.
16. Раренко М. Б. Аудиодескрипция и тифлокомментирование как особые формы реализации аудиовизуального перевода // Вестник Моск. гос. лингв. ун-та. Гуманитарные науки. 2017. № 10 (783). С. 215–233.
17. Шестакова А. С. Интермедиальные трансформации русской народной сказки «Летучий корабль» (к проблеме тифлокомментирования) // Мировая литература в контексте культуры. 2020. № 11 (17). С. 134–139.
18. Демьяненко М. А., Щербакова Н. В. Адаптация учебных материалов для обучения английскому языку незрячих студентов в группах с инклюзивным обучением // Вестник Моск. гос. лингв. ун-та. Образование и педагогические науки. 2022. № 2 (843). С. 53–60.
19. Гринкевич Е. А. Тифлокомментирование как вид межкультурной коммуникации // Вестник Моск. гос. лингв. ун-та. Образование и педагогические науки. 2022. № 3 (844). С. 22–27.
20. Денисова Т. О. «Воссозданное впечатление» : проблемы и технологии интеграции услуги тифлокомментирования в систему культурных индустрий // Индустрия впечатлений. Технологии социокультурных исследований (EISCRT). 2022. № 1 (1). С. 179–197.