ОБРАЗНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МУЗЫКИ В ИНДИВИДУАЛЬНОАВТОРСКОЙ КАРТИНЕ МИРА Э. БЕРДЖЕССА

  • Л. В. Коробко Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»
  • Н. А. Неровная Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»
Ключевые слова: музыка, образ, Энтони Берджесс, индивидуально-авторская картина мира, метафора, ассоциации

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению образных средств, репрезентирующих музыку в художественных текстах Энтони Берджесса. Цель работы состоит в выявлении и описании лексических единиц, использующихся в художественных текстах Э. Берджесса в целях образного представления музыки, а также в определении доминантных образов музыки. Работа выполнена с использованием таких методов исследования, как метод контекстуального анализа, метод семантико-когнитивного моделирования, классификационный метод. В данном исследовании при рассмотрении образного представления музыки в произведениях Энтони Берджесса мы руководствовались теорией концептуальной метафоры. Музыка в художественных текстах Э. Берджесса репрезентируется широким спектром образных средств, классифицирующихся по 6 основным тематикам: «мир человека», «мир рукотворных предметов», «пища», «сверхъестественное», «природа», «флора и фауна». Выделяются следующие типы метафор: антропоморфные, артефактные, гастрономические, натуроморфные, теологические, гидронимические, зоонимические, гендерные, соматические и др. Музыка наделяется множеством черт, которые свойственны человеку: нравственные, психологические, физиологические, духовные и т. д. Образное представление музыки в индивидуальной картине мира писателя подчеркивает ее проникновение во все сферы жизнедеятельности человека и тесную взаимосвязь с ней. Отмечается, что в произведениях Э. Берджесса источниками создания музыкальных образов служат, главным образом, антропологическая и материальная сферы. Образы музыки в индивидуально-авторской картине мира писателя характеризуются как положительной, так и отрицательной маркированностью, что подчеркивает мощное воздействие музыки на эмоциональное состояние человека, поскольку, слыша музыкальное произведение, человек не может остаться равнодушным.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Л. В. Коробко, Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

Н. А. Неровная, Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

Литература

1. Волков И. Ф. Теория литературы. М. : Просвещение ; Владос, 1995. 256 с.
2. Словарь литературоведческих терминов / под ред. Л. И. Тимофеева и С. В. Тураева. М. : Просвещение, 1974. 509 с.
3. Задорнова В. Я. Парадигмы образов в английской поэзии // Культура народов Причерноморья. Научный журнал. Межвузовский центр «Крым». 2006. № 82, Т. 1. С. 121–137.
4. Винокур Г. О. О языке художественной литературы. М., 1991.
5. Матвеева А. С. Образные представления, связанные с понятием «жизнь» в англоязычной поэзии : диахронический аспект // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. «Филология». 2010. № 4. С. 109–119.
6. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. Chicago ; L., 1980. 193 p.
7. Голосай А. В. Образные представления в художественно-творческой деятельности // Современная научная мысль : материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары : НОЧУ ДПО «Экспертно-методический центр», 2021. С. 70–75.
8. Сеченов И. М. Впечатление и действительность // Избранные философские и психологические произведения. М. : ОГИЗ, 1947. С. 328–343.
9. Кузин В. С. Вопросы изобразительного творчества. М. : Просвещение, 1971. 144 с.
10. Самарин Ю. А. Очерки психологии ума. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1962. 504 с.
11. Полынская И. Н., Федорович А. В. К вопросу о формировании художественно-образного мышления студентов художественных вузов // Высшее образование сегодня. 2020. № 7. С. 29–34.
12. Burgess A. A Clockwork Orange. СПб. : КАРО, 2015. 288 p.
13. Берджесс Э. Заводной апельсин / пер. с англ. В. Бошняка. М. : АСТ, 2010. 226 с.
14. Burgess A. Earthly Powers. London : Random House, 2012. 656 p.
15. Берджесс Э. Силы земные. URL: https://www. proza.ru/2013/08/05/97
16. Burgess A. Time for a tiger. London : Heinemann, 1968. 214 p.
17. Берджесс Э. Время тигра / пер. с англ. Е. В. Нетесовой. М. : Центрполиграф, 2002. 237 с. 18. Коробко Л. В. Метафорические образы музыки
в индивидуально-авторской картине мира Э. Берджесса // Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2019. № 2 (42). С. 61–69.
19. Burgess A. Tremor of Intent. New York, W.W. Norton & Company, 2013. 272 p.
20. Берджесс Э. Трепет намерения / пер. с англ. А. Д. Смолянский. М. : АСТ, 2010. 320 с.
Опубликован
2024-05-27
Как цитировать
Коробко, Л. В., & Неровная, Н. А. (2024). ОБРАЗНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МУЗЫКИ В ИНДИВИДУАЛЬНОАВТОРСКОЙ КАРТИНЕ МИРА Э. БЕРДЖЕССА. Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, (3), 87-95. извлечено от https://journals.vsu.ru/lic/article/view/12354
Раздел
Языки народов зарубежных стран