ОБРАЗНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МУЗЫКИ В ИНДИВИДУАЛЬНОАВТОРСКОЙ КАРТИНЕ МИРА Э. БЕРДЖЕССА
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению образных средств, репрезентирующих музыку в художественных текстах Энтони Берджесса. Цель работы состоит в выявлении и описании лексических единиц, использующихся в художественных текстах Э. Берджесса в целях образного представления музыки, а также в определении доминантных образов музыки. Работа выполнена с использованием таких методов исследования, как метод контекстуального анализа, метод семантико-когнитивного моделирования, классификационный метод. В данном исследовании при рассмотрении образного представления музыки в произведениях Энтони Берджесса мы руководствовались теорией концептуальной метафоры. Музыка в художественных текстах Э. Берджесса репрезентируется широким спектром образных средств, классифицирующихся по 6 основным тематикам: «мир человека», «мир рукотворных предметов», «пища», «сверхъестественное», «природа», «флора и фауна». Выделяются следующие типы метафор: антропоморфные, артефактные, гастрономические, натуроморфные, теологические, гидронимические, зоонимические, гендерные, соматические и др. Музыка наделяется множеством черт, которые свойственны человеку: нравственные, психологические, физиологические, духовные и т. д. Образное представление музыки в индивидуальной картине мира писателя подчеркивает ее проникновение во все сферы жизнедеятельности человека и тесную взаимосвязь с ней. Отмечается, что в произведениях Э. Берджесса источниками создания музыкальных образов служат, главным образом, антропологическая и материальная сферы. Образы музыки в индивидуально-авторской картине мира писателя характеризуются как положительной, так и отрицательной маркированностью, что подчеркивает мощное воздействие музыки на эмоциональное состояние человека, поскольку, слыша музыкальное произведение, человек не может остаться равнодушным.
Скачивания
Литература
2. Словарь литературоведческих терминов / под ред. Л. И. Тимофеева и С. В. Тураева. М. : Просвещение, 1974. 509 с.
3. Задорнова В. Я. Парадигмы образов в английской поэзии // Культура народов Причерноморья. Научный журнал. Межвузовский центр «Крым». 2006. № 82, Т. 1. С. 121–137.
4. Винокур Г. О. О языке художественной литературы. М., 1991.
5. Матвеева А. С. Образные представления, связанные с понятием «жизнь» в англоязычной поэзии : диахронический аспект // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. «Филология». 2010. № 4. С. 109–119.
6. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. Chicago ; L., 1980. 193 p.
7. Голосай А. В. Образные представления в художественно-творческой деятельности // Современная научная мысль : материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары : НОЧУ ДПО «Экспертно-методический центр», 2021. С. 70–75.
8. Сеченов И. М. Впечатление и действительность // Избранные философские и психологические произведения. М. : ОГИЗ, 1947. С. 328–343.
9. Кузин В. С. Вопросы изобразительного творчества. М. : Просвещение, 1971. 144 с.
10. Самарин Ю. А. Очерки психологии ума. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1962. 504 с.
11. Полынская И. Н., Федорович А. В. К вопросу о формировании художественно-образного мышления студентов художественных вузов // Высшее образование сегодня. 2020. № 7. С. 29–34.
12. Burgess A. A Clockwork Orange. СПб. : КАРО, 2015. 288 p.
13. Берджесс Э. Заводной апельсин / пер. с англ. В. Бошняка. М. : АСТ, 2010. 226 с.
14. Burgess A. Earthly Powers. London : Random House, 2012. 656 p.
15. Берджесс Э. Силы земные. URL: https://www. proza.ru/2013/08/05/97
16. Burgess A. Time for a tiger. London : Heinemann, 1968. 214 p.
17. Берджесс Э. Время тигра / пер. с англ. Е. В. Нетесовой. М. : Центрполиграф, 2002. 237 с. 18. Коробко Л. В. Метафорические образы музыки
в индивидуально-авторской картине мира Э. Берджесса // Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2019. № 2 (42). С. 61–69.
19. Burgess A. Tremor of Intent. New York, W.W. Norton & Company, 2013. 272 p.
20. Берджесс Э. Трепет намерения / пер. с англ. А. Д. Смолянский. М. : АСТ, 2010. 320 с.