ИНВЕКТИВА КАК ВИД ОЦЕНКИ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ДИСКУРСЕ XIX–XXI ВЕКОВ
Аннотация
B данной статье будет рассмотрена функция оценивания в воспитательном дискурсе (ВД), реализуемая с помощью инвективной лексики. Участники ВД, воспитатель и воспитуемый, различаются по степени презентационной активности в диалоге, и со стороны воспитуемого зачастую не следует вербальной реакции на высказывания педагога, т. е. имеет место речевой акт молчания. Это позволяет определить ВД как высказывания воспитателя в адрес воспитуемого с целью произвести на него воспитывающее воздействие. Целью данной работы является определение функционального аспекта инвектив в англоязычном воспитательном дискурсе. Объектом исследования является англоязычная инвективная лексика. Предметом – употребление инвективной лексики в функции оценивания в ВД. В качестве материала исследования послужили тексты британской и американской художественной литературы XIX– XXI вв., где даются описания воспитательного процесса и присутствует ВД. Методы исследования включали общенаучные методы синтеза, анализа, сравнения, систематизации, классификации; и лингвистические методы: компонентный, семантический и дефиниционный, контекстуальный анализы, интерпретативный метод. Анализ материала показал, что в ВД присутствует весьма богатый набор общих и специальных инвектив в эксплицитной и имплицитной форме в функции оценивания. Педагоги в речи могут использовать прямые и косвенные оскорбления, содержащие указания на слова, действия или внешность воспитуемого. Оскорбительный характер инвективных лексем выражается в унижении, угрозах физического и психического наказания. Практически все из них употребляются с местоимением you, что значительно усиливает их воздействие. Несмотря на недопустимость подобного вида оценки, она активно используется в англоязычном ВД XIX–XXI вв.
Скачивания
Литература
2. Сребрянская Н. А., Уварова Е. С. Специфика стилей общения между воспитателем и воспитанником // Известия ВГПУ. 2019. № 2. С. 253–256.
3. Цинкерман Т. Н. Об опыте диахронического подхода к установлению динамики ценностей англоязычного воспитательного дискурса // Вестник Волгоград. гос. ун-та. Сер. 2: Языкознание. 2015. № 5 (29). С. 101–108.
4. Ильинова Е. Ю., Цинкерман Т. Н. Прагматика коммуникативной тональности в стилистике англоязычного воспитывающего диалога // Вестник Волгоград. гос. ун-та. Сер. 2: Языкознание. 2019. Т. 18, № 1. С. 146–158.
5. Дюжакова М. В. Образовательные системы англоязычных стран : учеб.-метод. пособие для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Межкультурная коммуникация: теория и практика преподавания (английский язык)». Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2021. 108 с.
6. Меликян С. В. Речевой акт молчания в структуре общения : дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2000. 180 с.
7. Бачурка М. С. Порицание : прагмалингвистический анализ // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2017. № 5 (71) : в 3 ч. Ч. 3. C. 59–61.
8. Васильева Э. П. Типология речевых актов порицания в стилизованной английской разговорной речи // Прагматика форм речевого общения : межвуз. сб. науч. ст. / под ред. А. И. Волокитиной. Самара : Самарский университет, 2001. С. 161–171.
9. Дьячкова И. Г. Похвала и порицание как речевые жанры (прагматический анализ) // Вестник Ом. ун-та. 1998. Вып. 3. С. 55–58.
10. Тетерлева Е. В., Ермигина В. В. Прагматические значения речевого акта неодобрения в англоязычном педагогическом дискурсе. 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pragmaticheskie-znacheniya-rechevogo-akta-neodobreniya-v-angloyazychnom-pedagogicheskom-diskurse
11. Бачурка М. С. Оценочные речевые акты в речи преподавателей вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. М. : Лингвокультурология, 2017. С. 8–16.
12. Бессонова И. В. Речевые акты похвалы и порицания собеседника в диалогическом дискурсе современного немецкого языка : автореф. дис. … канд. филол. наук. Тамбов, 2003. 28 с. URL: https://www.dissercat.com/ content/rechevye-akty-pokhvaly-i-poritsaniya-sobesednikav-dialogicheskom-diskurse-sovremennogo-neme/read
13. Пономарева Е. В., Тетерлева Е. В. Семантика высказываний с функцией неодобрения в современном английском языке. Пермь, 2016. 50 с. URL: https://vkr. pspu.ru/uploads/858/Ponomareva_vkr.pdf
14. Василина В. Н. Особенности речевых актов порицания в англоязычном диалогическом дискурсе. Минск : Белорус. гос. ун-т., 2016. URL: https://elib.bsu. by/bitstream/123456789/166262/1/8-11.pdf
15. Чжао Юйчжэ, Павловская И. Ю. Речевой акт «упрек» в современной англоязычной прозе. СПб., 2017.
53 с. URL: https://nauchkor.ru/pubs/rechevoy-akt-uprek-vsovremennoy-angloyazychnoy-proze-5a6f88167966e12684ee9f1d
16. Карасик В. И. Язык социального статуса. М. : ИТДГК ; Гнозис, 2002. 333 с.
17. Карасик В. И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс. М. : Гнозис, 2004. 390 с.
18. Жельвис В. И. Слово и дело : юридический аспект сквернословия // Юрислингвистика-2 : Русский язык в его естественном и юридическом бытии. Барнаул : Изд-во АГУ, 2000. С. 194–206.
19. Жельвис В. И. Поле брани : сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Ладомир, 2001. 352 с.
20. Поварнин С. И. Искусство спора : о теории и практике спора. М. : Терра-Книжный клуб, 2009. 128 с.
21. Волкова Я. А. Деструктивное общение : к определению понятия // Вестник Волгоград. гос. ун-та. Сер. 2: Языкознание. 2012. № 2 (16). С. 205–209.
22. Волкова Я. А., Панченко Н. Н. Коммуникативные параметры деструктивности в педагогическом дискурсе // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2022. № 4. С. 23–33.
23. Баландина Н. А. Дискурс переговоров в англоязычной деловой коммуникации : дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2004. 192 с.
24. Власова Т. М. Оценочные иллокутивные акты, реализованные с помощью невербальных средств общения (на материале английского дискурса) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2012. № 1. С. 155–161.
25. Сребрянская Н. А. Национально-культурная асимметрия инвективной лексики // Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве : кол. монография / под ред. В. И. Шаховского. Волгоград : Перемена, 2013. С. 141–156.
26. Сребрянская Н. А. Зоонимы в роли инвектив в англоязычной деструктивной коммуникации // Изв. Воронеж. гос. пед. ун-та. 2017. Т. 274, № 1. С. 179–182.
27. Лукьянова Н. А. Экспрессивная лексика разговорного употребления : проблемы семантики. Новосибирск, 1986. 192 с.
28. Кусов Г. В. Оскорбление как иллокутивный лингвокультурный концепт : дис. … канд. филол. наук. Краснодар, 2004. 245 с.
29. Вендлер З. Иллокутивное самоубийство // Ново в зарубежной лингвистике. Лингвистическая прагматика. М. : Прогресс, 1985. Вып. XVI. С. 238–250.