ИНВЕКТИВА КАК ВИД ОЦЕНКИ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ДИСКУРСЕ XIX–XXI ВЕКОВ

  • Н. А. Сребрянская Воронежский государственный педагогический университет
Ключевые слова: воспитательный дискурс, педагогический дискурс, функция оценивания, инвектива, оскорбительная лексика, оскорбление

Аннотация

B данной статье будет рассмотрена функция оценивания в воспитательном дискурсе (ВД), реализуемая с помощью инвективной лексики. Участники ВД, воспитатель и воспитуемый, различаются по степени презентационной активности в диалоге, и со стороны воспитуемого зачастую не следует вербальной реакции на высказывания педагога, т. е. имеет место речевой акт молчания. Это позволяет определить ВД как высказывания воспитателя в адрес воспитуемого с целью произвести на него воспитывающее воздействие. Целью данной работы является определение функционального аспекта инвектив в англоязычном воспитательном дискурсе. Объектом исследования является англоязычная инвективная лексика. Предметом – употребление инвективной лексики в функции оценивания в ВД. В качестве материала исследования послужили тексты британской и американской художественной литературы XIX– XXI вв., где даются описания воспитательного процесса и присутствует ВД. Методы исследования включали общенаучные методы синтеза, анализа, сравнения, систематизации, классификации; и лингвистические методы: компонентный, семантический и дефиниционный, контекстуальный анализы, интерпретативный метод. Анализ материала показал, что в ВД присутствует весьма богатый набор общих и специальных инвектив в эксплицитной и имплицитной форме в функции оценивания. Педагоги в речи могут использовать прямые и косвенные оскорбления, содержащие указания на слова, действия или внешность воспитуемого. Оскорбительный характер инвективных лексем выражается в унижении, угрозах физического и психического наказания. Практически все из них употребляются с местоимением you, что значительно усиливает их воздействие. Несмотря на недопустимость подобного вида оценки, она активно используется в англоязычном ВД XIX–XXI вв.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Н. А. Сребрянская, Воронежский государственный педагогический университет

доктор филологических наук, профессор кафедры английского языка

Литература

1. Цинкерман Т. Н. Лингвопрагматическая специфика стилей общения в англоязычном воспитательном дискурсе : дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2014. 222 с.
2. Сребрянская Н. А., Уварова Е. С. Специфика стилей общения между воспитателем и воспитанником // Известия ВГПУ. 2019. № 2. С. 253–256.
3. Цинкерман Т. Н. Об опыте диахронического подхода к установлению динамики ценностей англоязычного воспитательного дискурса // Вестник Волгоград. гос. ун-та. Сер. 2: Языкознание. 2015. № 5 (29). С. 101–108.
4. Ильинова Е. Ю., Цинкерман Т. Н. Прагматика коммуникативной тональности в стилистике англоязычного воспитывающего диалога // Вестник Волгоград. гос. ун-та. Сер. 2: Языкознание. 2019. Т. 18, № 1. С. 146–158.
5. Дюжакова М. В. Образовательные системы англоязычных стран : учеб.-метод. пособие для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Межкультурная коммуникация: теория и практика преподавания (английский язык)». Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2021. 108 с.
6. Меликян С. В. Речевой акт молчания в структуре общения : дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2000. 180 с.
7. Бачурка М. С. Порицание : прагмалингвистический анализ // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2017. № 5 (71) : в 3 ч. Ч. 3. C. 59–61.
8. Васильева Э. П. Типология речевых актов порицания в стилизованной английской разговорной речи // Прагматика форм речевого общения : межвуз. сб. науч. ст. / под ред. А. И. Волокитиной. Самара : Самарский университет, 2001. С. 161–171.
9. Дьячкова И. Г. Похвала и порицание как речевые жанры (прагматический анализ) // Вестник Ом. ун-та. 1998. Вып. 3. С. 55–58.
10. Тетерлева Е. В., Ермигина В. В. Прагматические значения речевого акта неодобрения в англоязычном педагогическом дискурсе. 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pragmaticheskie-znacheniya-rechevogo-akta-neodobreniya-v-angloyazychnom-pedagogicheskom-diskurse
11. Бачурка М. С. Оценочные речевые акты в речи преподавателей вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. М. : Лингвокультурология, 2017. С. 8–16.
12. Бессонова И. В. Речевые акты похвалы и порицания собеседника в диалогическом дискурсе современного немецкого языка : автореф. дис. … канд. филол. наук. Тамбов, 2003. 28 с. URL: https://www.dissercat.com/ content/rechevye-akty-pokhvaly-i-poritsaniya-sobesednikav-dialogicheskom-diskurse-sovremennogo-neme/read
13. Пономарева Е. В., Тетерлева Е. В. Семантика высказываний с функцией неодобрения в современном английском языке. Пермь, 2016. 50 с. URL: https://vkr. pspu.ru/uploads/858/Ponomareva_vkr.pdf
14. Василина В. Н. Особенности речевых актов порицания в англоязычном диалогическом дискурсе. Минск : Белорус. гос. ун-т., 2016. URL: https://elib.bsu. by/bitstream/123456789/166262/1/8-11.pdf
15. Чжао Юйчжэ, Павловская И. Ю. Речевой акт «упрек» в современной англоязычной прозе. СПб., 2017.
53 с. URL: https://nauchkor.ru/pubs/rechevoy-akt-uprek-vsovremennoy-angloyazychnoy-proze-5a6f88167966e12684ee9f1d
16. Карасик В. И. Язык социального статуса. М. : ИТДГК ; Гнозис, 2002. 333 с.
17. Карасик В. И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс. М. : Гнозис, 2004. 390 с.
18. Жельвис В. И. Слово и дело : юридический аспект сквернословия // Юрислингвистика-2 : Русский язык в его естественном и юридическом бытии. Барнаул : Изд-во АГУ, 2000. С. 194–206.
19. Жельвис В. И. Поле брани : сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Ладомир, 2001. 352 с.
20. Поварнин С. И. Искусство спора : о теории и практике спора. М. : Терра-Книжный клуб, 2009. 128 с.
21. Волкова Я. А. Деструктивное общение : к определению понятия // Вестник Волгоград. гос. ун-та. Сер. 2: Языкознание. 2012. № 2 (16). С. 205–209.
22. Волкова Я. А., Панченко Н. Н. Коммуникативные параметры деструктивности в педагогическом дискурсе // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2022. № 4. С. 23–33.
23. Баландина Н. А. Дискурс переговоров в англоязычной деловой коммуникации : дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2004. 192 с.
24. Власова Т. М. Оценочные иллокутивные акты, реализованные с помощью невербальных средств общения (на материале английского дискурса) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2012. № 1. С. 155–161.
25. Сребрянская Н. А. Национально-культурная асимметрия инвективной лексики // Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве : кол. монография / под ред. В. И. Шаховского. Волгоград : Перемена, 2013. С. 141–156.
26. Сребрянская Н. А. Зоонимы в роли инвектив в англоязычной деструктивной коммуникации // Изв. Воронеж. гос. пед. ун-та. 2017. Т. 274, № 1. С. 179–182.
27. Лукьянова Н. А. Экспрессивная лексика разговорного употребления : проблемы семантики. Новосибирск, 1986. 192 с.
28. Кусов Г. В. Оскорбление как иллокутивный лингвокультурный концепт : дис. … канд. филол. наук. Краснодар, 2004. 245 с.
29. Вендлер З. Иллокутивное самоубийство // Ново в зарубежной лингвистике. Лингвистическая прагматика. М. : Прогресс, 1985. Вып. XVI. С. 238–250.
Опубликован
2024-12-26
Как цитировать
Сребрянская, Н. А. (2024). ИНВЕКТИВА КАК ВИД ОЦЕНКИ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ДИСКУРСЕ XIX–XXI ВЕКОВ. Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, (1), 96-104. извлечено от https://journals.vsu.ru/lic/article/view/12826
Раздел
Языки народов зарубежных стран