ПОЛИДИСКУРСИВНЫЕ ЕДИНИЦЫ КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ВНЕШНЕЙ ИЕРАРХИИ ДИСКУРСА (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАНЦУЗСКОГО КИНОДИСКУРСА)
Аннотация
Феномен интердискурсивности, заключающийся во взаимодействии двух и более типов дискурса, обусловливает появление смежных единиц, функционирующих в одном, но имеющих форму ре презентации другого дискурса. Теоретическое обоснование и описание указанных единиц является целью представленной работы. Объектом исследования являются полидискурсивные единицы, предметом – особенности функционирования полидискурсивных единиц в семиотическом пространстве кино-, реклам ного, интернет-, медиа-, музыкального дискурсов, а также дискурса социальных сетей. Проведенное исследование полидискурсивных единиц потребовало комплексного анализа с использованием методов теоретического анализа, обобщения и синтеза для теоретического обоснования феномена полидискур сивных единиц; методы контент- и дискурс-анализа, применявшиеся для выявления полидискурсивных единиц и особенностей их функционирования в вышеперечисленных дискурсах, а также их роли в констру ировании внешней иерархии кинодискурса. Результаты исследования позволяют выявить синтетические полидискурсивные единицы, существующие в общем интердискурсивном пространстве в виде различных по своей семиотической осложненности текстов, ключевой характеристикой существования которых является принадлежность к двум и более дискурсам с точки зрения формы и функционирования. Поли дискурсивные единицы выступают в качестве общего интегративного элемента внешней иерархии дискурсов: в случае взаимодействия двух дискурсов более высокое положение в иерархии будет занимать дискурс, прецедентным содержанием которого обладает полидискурсивная единица; в случае взаимодей ствия трех и более дискурсов более высокое положение в иерархии займет тип дискурса, обеспечивающий форму как внешнее проявление полидискурсивной единицы. Полученные результаты могут применяться в процессе выявления и анализа полидискурсивных единиц иных типов дискурса и создании учебных мате риалов по дискурс-анализу для студентов филологических специальностей.
Скачивания
Литература
2. Красина Е. А. К интерпретации понятия дискурс // Вестник РУДН. Серия «Лингвистика». 2004. № 6. С. 5–9.
3. Чернявская В. Е. Лингвистика текста : поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность : учеб. пособие. М. : Либроком, 2009. 244 с.
4. Олизько Н. С. Семиотико-синергетическая интерпретация особенностей реализации категорий интертекстуальности и интердискурсивности в постмодернистском художественном дискурсе : автореф. дис. … д-ра филол. наук. Челябинск, 2009. 44 с.
5. Пешё М. Прописные истины. Лингвистика, семантика, философия / пер. с фр. Л. А. Илюшечкиной // Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса. М. : Прогресс, 1999. С. 267–268.
6. Зыкова И. В. Интердискурсивность как фактор лингвокреативного моделирования кинодискурса // Германистика 2021 : nove et nova : материалы IV Междунар. науч. конф., Москва, 10–12 ноября 2021 г. / под ред. В. В. Стрельцовой, Е. Ю. Цветаева, Е. И. Карпенко. М. : Моск. гос. лингв. ун-т, 2021. С. 13–19.
7. Сургай Ю. В. Интердискурсивность кинотекста в кросскультурном аспекте : автореф. дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2008. 18 с.
8. Андреева В. А. Литературный нарратив : текст и дискурс // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2007. № 46. С. 61–71.
9. Эрман В. А. Кинорецензия как полидискурсивный и интердискурсивный текст (на материале немецких журналистских текстов) : автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2011. 23 с.
10. Носовец С. Г. Новые медиа : к определению понятия // Коммуникативные исследования. 2016. № 4 (10). С. 39–47.
11. Сонин А. Г. Комикс : психолингвистический анализ : монография / под ред. В. А. Пищальниковой. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 1999. 112 с.
12. Кибрик А. А. Мультимодальная лингвистика // Когнитивные исследования : сб. науч. трудов / под ред. Ю. И. Александрова, В. Д. Соловьева. М. : Институт психологии РАН, 2010. Вып. 4. С. 135–152.
13. Галаванова С. Э. Эффективность продакт плейсмент как фактора, влияющего на процесс принятия решения о покупке // Теория и практика современной науки. 2022. № 12 (90). С. 134–138.
14. Анисимов В. Е. Шортс, рилс и клип как субвидема интернет-, кино- и медиадискурса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17, № 7. С. 2386–2398.
15. Марченко Н. Г. Интернет-мем как хранилище культурных кодов сетевого сообщества // Казанская наука. 2013. № 1. С. 113–115.
16. Цинь М. Когнитивно-прагматический анализ дискурсивных импликатур драматического конфликта в переводном кинодискурсивном пространстве Э. Рязанова : автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2023. 25 с.
17. Канашина С. В. Интернет-мем как медиатекст // Изв. Сарат. ун-та. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2019. Т. 19, № 1. С. 107–112.
18. Милованова М. В., Терентьева Е. В. Интернет-мемы как актуальный феномен политической интернет-коммуникации в России // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 93, № 4. С. 58–66.
19. Денисова А. И. Фанфикшн как субкультура и феномен массовой литературы // Аналитика культурологии. 2012. № 3 (24). С. 141–143.
20. Анисимов В. Е. Внешняя иерархия французского кинодискурса // Дискурс профессиональной коммуникации. 2024. № 6 (4). С. 34–64.