МАРКЕМНЫЙ АНАЛИЗ ЯЗЫКА РОМАНА АРЕТИНА СЭРА ДЖОРДЖА МЭКЕНЗИ
Аннотация
Цель предлагаемой статьи – определение маркемного своеобразия английского галантно героического романа «Аретина» (1661) сэра Джорджа Мэкензи. Предмет исследования составляет анализ маркем, выделенных в тексте романа. Исследование выполнено в русле маркемологии – лингвистического направления, позволяющего на основе выделения особого вида ключевых слов – маркем – осуществить лингвистический анализ текста и выделить доминирующие в нем смыслы. Особенностью данного вида ключевых слов является одновременный учет частоты употребления и информативности каждой лексемы. Средством оценки информативности лексемы служит автоматически вычисляемый Индекс Текстуальной Маркированности (ИнТеМ). Проведенный маркемный анализ языка романа позволил установить доминантную и вице-доминантную маркемы: discontent(ment) и accomplishment. В результате стратификации маркем установлены маркемное ядро в количестве 19 маркем и маркемная периферия – 33 маркемы. В результате семантической классификации маркемы романа «Аретина» распределены в семь семантических блоков: фундаментальные понятия, межличностные маркемы, ментально перцептивные маркемы, эмоциональные маркемы, качественные маркемы, социальные маркемы, мораль но-этические маркемы. Среди ядерных маркем доминируют эмоциональные маркемы, большинство из которых характеризуется положительной коннотацией. Установлена динамика суммарного ИнТеМа в маркемном ядре и периферии. К ядру тяготеют семантические блоки эмоциональных, фундаментальных и социальных маркем. Семантические блоки ментально-перцептивных, качественных, межличностных маркем не только тяготеют к периферии, но и являются периферийно-равнозначными. Самым периферийным является семантический блок морально-этических маркем. Маркемы ядра ядра свидетельствуют об особой значимости характеристики эмоционального состояния человека, вызываемого межличностным взаимодействием или внешними обстоятельствами и характеризуемого полярностью вызываемых эмоций – от состояния недовольства до состояния удовлетворенности.
Скачивания
Литература
2. Артемова О. Г. «Партенисса» сэра Р. Бойла в зеркале маркемологии // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023. № 4. С. 74–82.
3. Кретов А. А. Понятие маркемы : методика выявления и практика использования // Универсалии русской литературы. Воронеж, 2010. С. 138–153.
4. Гусельникова А. С., Воронина И. Е., Кретов А. А. Модуль настройки естественного языка для выделения тематически маркированной лексики в текстах // Информатика : проблемы, методология, технологии : сб. материалов ХV Междунар. науч.-метод. конф. Воронеж, 2015. С. 250–254.
5. Фаустов А. А., Кретов А. А. Понятие маркемы и предварительные итоги маркемного анализа русской литературы // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 4. С. 16–31.
6. Артемова О. Г. Языковые ключи к английской литературе от Шекспира до Фаулза : монография. Воронеж : НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2020. 596 с.
7. Oxford English Dictionary. URL: https://www.oed. com/?tl=true