О ПРОБЛЕМЕ АСИММЕТРИИ ТЕРМИНОСИСТЕМ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ
Аннотация
В данной статье рассматривается актуальная проблема асимметрии терминосистем сферы образования и методики преподавания иностранных языков на материале русского и анг лийского языков. Основным источником появления новых педагогических и методических терминов в русском язы ке является заимствование, в первую очередь, из английского языка. На активное заимствование терми нов из английского языка в русский влияет ряд факторов, таких как глобализация, интернационализация и рост научного знания, диджитализация образования (переход к цифровым форматам и информацион но-коммуникационным технологиям в образовании), а также растущее влияние сферы бизнеса и эконо мики на образование и его коммерциализация. Процесс заимствования и терминологизации проходит определенные этапы, в результате которых новое понятие становится термином, который должен отвечать ряду требований, раскрытых в данной статье. На промежуточных стадиях могут возникать терминоиды или предтермины, в последующем трансформирующиеся в общепринятые термины. При этом остается спорным вопрос о статусе нового термина в терминосистеме. В последнее время основ ной тенденцией является полная или частичная ассимиляция англоязычных терминов в русском языке. Примеры, приведенные в статье, наглядно демонстрируют, что процесс терминологизации упрощается в силу того, что большинство англоязычных методических и педагогических терминов заимствуются в русский язык путем калькирования или транскрипции/транслитерации. В заключение сделан вывод о том, что данная проблема остается актуальной и требует дальнейшего изучения.
Скачивания
Литература
2. Волкова И. Е. Русская и английская понятийно-терминологические системы современной школы в аспекте межкультурной коммуникации : на примере реализации в русско-английском словаре по высшему образованию : автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2000. 192 с.
3. Есенина Е. Ю. Развитие и формирование современной понятийно-терминологической системы профессионального образования России : автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2013. 43 с.
4. Кичева И. В. Формирование понятийно-терминологической системы педагогики в 90-е годы XX века : автореф. дис. … д-ра пед. наук. Пятигорск, 2004. 40 с.
5. Кошкина Е. А. Развитие терминологии отечественной дидактики (начало XVIII – начало XX вв.) : автореф. дис. … д-ра пед. наук. Пятигорск, 2004. 40 с.
6. Цверкун Ю. Б. Особенности англоязычных терминов системы образования (лингвокультурологический аспект) : автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2019. 22 с.
7. Тузлукова В. И. Международная педагогическая терминология : теория, практика, перспективы : дис. … д-ра филол. наук. Ростов н/Д., 2002. 323 с.
8. Давыдова А. А. Проектирование электронных билингвальных словарей по педагогическим дисциплинам : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2013. 22 с.
9. Ловцевич Г. Н. Кросскультурный терминологический словарь как словарь нового типа (на материале английских и русских терминов лингводидактики) : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2010. 39 с.
10. Куприянова М. Е. К проблеме унификации использования терминов высшего образования в условиях Болонского процесса // Вестник РУДН. Сер.: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2014. № 1. С. 159–163.
11. Гринев C. B. Введение в терминоведение. М. : Московский лицей, 1993. 309 с.
12. Суперанская А. В. Общая терминология : вопросы теории / отв. ред. Т. Л. Канделаки. Изд. 6-е. М. : ЛИБРОКОМ, 2012. 248 с.
13. Гринев-Гриневич С. В. Терминоведение. М. : Академия, 2008. 304 с.
14. Митчелл П. Д., Маругина Н. И. Проблема перевода русских и английских академических терминов (из опыта работы Центра перевода ФИЯ ТГУ) // Вестник Том. гос. ун-та. 2015. № 394. С. 53–58.
15. Попова Е. Е., Семенова М. Ю. Безэквивалентные термины и их передача при переводе специальных текстов // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2016. № 2. С. 36–45.
16. Кузьминова Е. А. Проблемно-ориентированное обучение иностранным языкам студентов неязыковых вузов на основе коммуникативных задач. Воронеж, 2019. 89 с.
17. Батурина Н. В., Руковишников Ю. С., Батунова И. В. Использование приемов, методов и моделей системы CLIL в процессе обучения английскому языку студентов бакалавриата // Междунар. науч.-исслед. журнал. 2017. № 10-1 (64). С. 9–13.
18. Коваленко А. С. Сопоставительный анализ дескрипторов владения иностранным языком на материале английского, русского, китайского и японского языков // Педагогическое образование и наука. 2022. № 2. С. 60–63.
19. Свиридова Н. В. Технология прокторинга в дистанционном образовании // Инновационные технологии в современном образовании : сб. материалов VI Междунар. науч.-практ. интернет-конференции, наукоград Королев, 12 декабря 2018 г. Наукоград Королев : Научный консультант, 2019. С. 556–562.
20. URL: https://www.hse.ru/ba/am/dext
21. Ляшевская Н. В. Принципы информального образования как условие обеспечения его эффективности в системе непрерывного профессионального образования педагогов // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : материалы 24-й Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 23–24 апреля 2019 года / под науч. ред. Е. М. Дорожкина, В. А. Федорова. Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2019. С. 87–90.
22. Словарь терминов и понятий цифровой дидактики / Рос. гос. проф.-пед. ун-т ; авт.-сост.: Н. В. Ломовцева, К. М. Заречнева, О. В. Ушакова, С. Ю. Ярина. Екатеринбург : РГППУ: Ажур, 2021. 84 с.
23. URL: http://минобрнауки.рф