Анализ лингвостилистических особенностей англоязычного постмодернистского романа

  • Ю. В. Акимцева Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого
  • А. Ю. Исаева Тульский государственный университет
  • А. Ю. Исаева Тульский государственный университет
Ключевые слова: лингвостилистические особенности, постмодернизм, постмодернистский роман, И. Макьюэн, сознание, текст, межпарадигмальное мышление

Аннотация

Термин «постмодернизм» за последнее время приобретает новые коннотации в связи с выросшим интересом к данному феномену. Такой интерес объясняется несколькими факторами. Во-первых, влияние постмодернизма на языковую систему и сознание играет одну из ключевых ролей в формировании картины мира, во-вторых, постмодернизму свойственно объединение культурных кодов и текстов разных эпох, что позволяет расширить ранее устаревшие представления о мире. Не менее важным фактором является изменение традиционных понятий о целостности, законченности, структуре текста и новый взгляд на формирование критериев и норм текста. Эти факторы занимают центральную позицию в постмодернизме и создают асистематическое представление о литературном направлении. Данная статья посвящена анализу лингвостилистических особенностей англоязычного постмодернистсткого романа на материале произведения И. Макьюэна «Искупление». Постмодернистский роман является своеобразным литературным направлением, обладающим нетрадиционным подходом к построению художественного текста, что проявляется в применении различных стилистических и лингвистических приемов. В отличие от других литературных направлений постмодернизм воссоздает современную картину мира с ее культурно-бытовыми особенностями. Рассмотрение лингвостилистической специфики постмодернистского романа позволяет выявить характерные черты постмодернизма не только как литературного направления, но и лингвистического. Изучение лингвостилистических черт постмодернистского романа позволяет выделить основные принципы построения художественного произведения, а именно деконструкцию, интертекстуальность, гипертекстуальность, иронию, мнгоуровневость текста, языковую игру, плюрализм, неопределенность. Эти принципы лежат в основе любого постмодернистсткого романа и представляют собой своеобразный симбиоз концепции автора, направленный на взаимодействие с читателем.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Ю. В. Акимцева, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры английской филологии

А. Ю. Исаева, Тульский государственный университет

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

А. Ю. Исаева, Тульский государственный университет

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

Литература

Аntipenko L. G. Estestvennonauchnaya otsenka postmodernistskogo podkhoda k lingvistike i literaturnomu tvorchestvu [Natural science assessment of the postmodern approach to linguistics and literary creativity] // Yazyk i tekst. 2018. Tom 5. № 2. Pp. 14–23.

Аfanas’eva T. Yu. Postmodern-khudozhestvenniy stil’ ili filosofiya? [Postmodern-art style or philosophy?] // Nauchnye vedomosti BelGU. Seriya: Filosofi ya. Sotsiologiya. Pravo. 2008. № 12(52). Рр. 156–163.

Man’kovskaya N. B. Postmodernizm v estetike [Postmodernism in aesthetics] // Filosofskaya antropologiya. 2018. № 1. Pp. 192–230.

Chotchaeva M. Yu., Sosnovskiy V. T. Postmodernizm v kul’ture i literature sovremennosti [Postmodernism in the culture and literature of modern times] // Vestnik Аdigeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Filologiya I iskusstvovedenie. 2017. Pp. 177–182.

Maslakov S. V. Postmodern kak sotsiokul’turniy proekt [Postmodern as a socio-cultural project] // Obshchestvo: fi losofi ya, istoriya, kul’tura. 2017. № 2. Pp. 1–3.

Kovalenko Yu. S., Chernukhin А. Yu. Filosofi ya i estetika postmodernizma v romane U. Eko “Imya Rozy” [The philosophy and aesthetics of postmodernism in U. Eco’s novel “The Name of the Rose”] // V mire nauki i iskusstva: voprosy fi lologii, iskusstvovedeniya i kul’turologii: sb.st. po mater. LXV mezhdunar. nauch.-prakt. konf. №10(65). Novosibirsk: SibАK, 2016. Pp. 89–100. URL.

Fokkema D. The Semantic and Syntactic organization of Postmodernist Text // Approaching Postmodernism. Amsterdam-Philadelphia. 1986. Pp. 80–98.

Lewis Ph. The Post-Structuralist Condition // Diacritics. 1982. № 12. Pp. 8–9.

Аlefi renko N. F. Rusistika i sovremenniy «lingvisticheskiy postmodernizm» [Russian Studies and Modern “Linguistic Postmodernism”] // Russkij yazyk: sistema i funktsionirovanie (k 70-letiyu fi lologicheskogo fakul’teta): sb. materialov IV Mezhdunar. nauch. konf., g. Minsk, 5–6 maya 2009 g.: v 2 ch. Minsk: RIVSH, 2009. Ch. 1. Pp. 3–16.

Vallois N. Michel Foucault and the history of economic thought. OEconomia, 5(4). 2015. Рр. 461–490.

Bakhtin M. M. Estetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of verbal creativity]. M.: Khudozhestvennaya literatura, 1979. 412 p.

McEwan I. Atonement. Vintage. 2002. 375 p.

Petrova O. G. Tipy ironii v khudozhestvennom tekste: kontseptual’naya i kontekstual’naya ironiya [Types of irony in a fi ction text: conceptual and contextual irony] // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya Filologiya. Zhurnalistika. 2011. № 3. Pp. 25–29.

Опубликован
2020-04-02
Как цитировать
Акимцева, Ю. В., Исаева, А. Ю., & Исаева, А. Ю. (2020). Анализ лингвостилистических особенностей англоязычного постмодернистского романа. Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, (1), 82-86. https://doi.org/10.17308/lic.2020.1/2734
Раздел
Германские языки