Дискурсивная семантика личных местоимений

  • Л. Н. Синельникова Гуманитарно-педагогическая академия (филиал Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского в г. Ялте)
Ключевые слова: личные местоимения, дискурс, грамматика дискурса, дифференциальный признак, эгоцентричность, альтерэгоцентричность, минимальный интерактивный дискурс, русская ментальность

Аннотация

В статье личные местоимения (я, ты, мы) интерпретируются в русле грамматики дискурса, ориентирующей на включение дискурсивного парадигмального компонента в квалификационные характеристики частей речи. В дискурсе личные местоимения могут выходить за пределы дейктического поля, заданного традиционными классификациями, и проявлять свойства, для понимания и оценки которых необходим комплексный (междисциплинарный) подход, обеспеченный семантической, прагматической и когнитивно-дискурсивной совместностью. Личные местоимения принимают участие в идентификации институциональных дискурсов и новых дискурсивных практик; относятся к культурно-маркированным единицам морфологического уровня; являются носителями национальных традиций, что особенно существенно для успешных межкультурных коммуникаций. Конфигурация личных местоимений в дискурсе, их расположение относительно друг друга, языковое окружение и внеязыковой фон дают основание для выявления дифференциальных признаков каждого местоимения группы. Семантико-когнитивный потенциал личных местоимений многообразно проявляется в институциональных дискурсах и формирующихся дискурсивных практиках. Намечена типологически значимая связь когнитивно-перцептивных свойств личного местоимения и типа (вида) дискурса. Так, я-духовное организует преимущественно философский, поэтический и религиозный дискурс; я-общественное активно в политическом дискурсе; без я-статусного нельзя обойтись в презентационном дискурсе и т. д. Местоимение ты имеет разный набор признаков в диалоге и в монологе в соотнесенности этих структур с типом дискурса. Местоимение мы включено в широкий спектр инклюзивно-эксклюзивных идентификаций. Обращается внимание на межкультурный аспект в употреблении рассматриваемых местоимений с акцентом на особенностях русской ментальности. Включенные в статью текстовые иллюстрации повышают доказательный уровень эффективности когнитивно-дискурсивного подхода к исследуемой проблеме.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Л. Н. Синельникова, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского в г. Ялте)

профессор кафедры русской и украинской филологиии с методикой преподавания

Литература

1. Zolotova G. A. Grammatika kak nauka o cheloveke [Grammar as the science of man]. In Russkiy yazyk v nauchnom osveshchenii. Moscow : Nauka, 2001. No. 1. Pр. 107–113.
2. Vikulova E. A. Grammatika teksta i teoriya diskursa [Text grammar and theory of discourse]. In Antinomii [Antinomies], 2009. Iss. 9. Pp. 531–537.
3. Rogova K. A. Na puti k novoy akademicheskoy grammatike [Towards the new russian academic grammar]. In Mir russkogo slova. 2018. No. 2. Pp. 5–12.
4. Plungyan V. A. Predisloviye: Diskurs i grammatika [Preface: discourse and grammar]. In Issledovaniya po teorii grammatiki. Iss. 4: Grammatical categories in discourse. Moscow, 2008. Pp. 7–34.
5. Graneva I. Yu., Nagovitsyna N. V. Lichnyye i prityazhatelnyye mestoimeniya russkogo yazyka kak reprezentanty kontsepta PATRIOTIZM [Russian personal and possessive pronouns as representatives of the concept PATRIOTISM]. In Vol. XXXVII: Integrative Processes in Cognitive Linguistics: Papers of International Congress on Cognitive Linguistics. May, 16–18, 2019 / volume editorin-chief T.V. Romanova. Nizhny Novgorod: DEKOM Publishing House, 2019. 1144 p.
6. Pishchalnikova V. A. Kartina mira kak mezhdist­siplinarnoye ponyatiye i priyemy eye modelirovaniya [Worl­dview as an interdisciplinary notion and procedures of its modelling]. In Vestnik VGU. Seriya: lingvistika i kommunikatsiya, 2019. No. 1. Pр. 13–19.
7. Romanov A. A., Romanova L. A. Mediynyye demonstrativnyye ya-praktiki kak performativnyye markery setevoy identichnosti [Media demonstrative self-practices as performative markers of network identity]. In Russkaya grammatika: aktivnyye protsessy v yazyke i v rechi. Yaroslavl, 2019. Pр. 813–825.
8. Karamova А. А. Manipulyativnyy potentsial grammaticheskikh sredstv v sovremennom politicheskom diskurse [Manipulative potential of grammar resourses in the contemporary political discourse]. In Bulletin of the Volga state University. V. N. Tatishcheva. 2016. Vol. 1. No. 3. Pp. 84–90.
9. Milovanova M. S., Shamsutdinova R. R. Subyektivnyy potentsial mestoimeniy i ikh funktsionirovaniye v sovremen­nom russkom yazyke [Subjective potential of pronouns and their functioning in the modern Russian language]. In Bulletin of Moscow Region State University. Series: Russian philology. 2018. No. 5. Pp. 88–101.
10. Kipiani N. Ob avtorskom “ya” v akademicheskom diskurse [Аbout the author’s “i” in academic discourse]. In Kultura. Perevod. Kommunikatsiya: sbornik nauchnykh trudov. Iss. 2. Moscow: Universitetskaya kniga, 2018. Pр. 423–426.
11. Sokolova G. V. «Ja» i «my» dlja oboznachenija avtora v russkom nauchnom tekste [I and we to refer to the author in Russian scientific text]. In Lingvodidakticheskij poisk na rubezhe vekov. Мoscow, 2000. Pp. 202– 212.
12. Apresyan Yu. D. Integralnoye opisaniye yazyka i sistemnaya leksikografiya. [The integrated description of language and systemic lexicography]. In Izbrannyye trudy. Tom II. Moscow: School of Languages of Russian culture, 1995. 767 p.
13. Norman B. Y. Russkoye mestoimeniye my: vnutren­nyaya dramaturgiya. [Russian pronoun we: the inner drama]. In Russian Linguist.Netherland: Kluwer Academic Publishers, 2002. Pp. 218 234.
14. Frank S. L. Tri razmyshleniya [the three reflections]. In Dukhovnyye osnovy obshchestva. Мoscow, 1992. 514 p.
15. Graneva I. Y. Mestoimeniye “my” kak sredstvo ideologicheskoy manipulyatsii v russkoy yazykovoy kartine mira [Pronoun ‘Мы’ as a Means of Ideological Manipulations in the Russian Linguistic Worldview]. In Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. 2010. No. 4-2. Pp. 494–496.
16. Krapivkina O. A. Grammaticheskiy potentsial mestoimeniya my v yuridicheskikh diskursivnykh praktikakh [Gragmatics of the We-Pronoun in Russian Legal Discourse]. In Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal’nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial’nye nauki. 2018. No. 3. Pp. 90–98.
17. Norman B. Y., Plotnikova A. M. Konstruktsii s mestoimeniem my: formirovanie aktual’noy ili okkazio­nal’noy kollektivnoy identichnosti [Structures with the Pronoun “We”: Formation of Actual and Occasional Collective Identity]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016. No. 6. Pp. 126–138.
Опубликован
2020-03-15
Как цитировать
Синельникова, Л. Н. (2020). Дискурсивная семантика личных местоимений. Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, (2), 21-28. https://doi.org/10.17308/lic.2020.2/2829
Раздел
Теория языка