О мифах и мифологемах лингвокультуры: духов день – именины земли

  • Е. А. Мошина Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва
Ключевые слова: символ, миф, мифологема, языковое сознание, русская культура, лингвокультура

Аннотация

В статье рассматривается мифологема «земля» в русской лингвокультуре. Цель статьи – описать особый праздник земли, связанный с культом предков. Этот праздник известен как Духов день. У него есть другое название – именины земли. В этот день чествуют землю-мать. Задачи статьи: 1) установить характеристики праздника; 2) описать сопряженные с этим праздником символы русской лингвокультуры; 3) восстановить мотив забытого мифа о земле-матери; 4) выявить признаки мифологемы «земля», сохранившихся в языковом сознании русских. Актуальность проводимого исследования заключается в верификации данных русской культуры в собранном языковом материале, определении преемственности символики земли в лингвокультуре при смене религий. Научная новизна работы состоит в обращении к теме мифологемы «земля» в лингвокультурологическом аспекте. В лингвистике не существует работ, посвященных исследованию мифологемы «земля», представленных в когнитивном и лингвокультурологическом ракурсах. Материал исследования собран из словарей, художественной литературы и Национального корпуса русского языка (www.ruscorpora.ru). Методами исследования являются описательный, интерпретативный, концептуальный. Как показало проведенное исследование, в русской лингвокультуре прочно закрепился символ Земли-матери. Этот символ не смогла искоренить пришедшая на смену язычеству религия, так как в русском языковом сознании мать является высочайшей святыней, которую нельзя свергнуть. Сама Россия ассоциируется с матерью, как и земля, на которой она стоит. Мифологема «земля» указывает на существование культа предков. Как показывает анализ собранного языкового материала, этот культ связан с мифом о иерогамии – священном браке между небом-солнцем и землей. По одной из версий супругом земли считался Перун. Все сущее на земле – это дети этой божественной пары. День этого священного брака – Духов день – отмечался на следующий день после Троицы. Троица до принятия христианства у русского народа была иной. В нее входили три важных ипостаси мира – солнце, небо и земля. Духов день – это праздник возрождения природы. Его характеристиками было тепло (солнце, жара), дождь (проявление оплодотворяющей силы неба-Перуна) и сама земля, расцветающая и готовая к новому циклу рождения.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Е. А. Мошина, Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

Литература

1. Moshina E. A. Gendernye i teomorfnye priznaki mifologemy Zemlja-mat’ v russkoj lingvokul’ture [Gender and Theomorphic Signs of the “Earth-Mother” Mytholo-
geme in Russian Linguistic Culture]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University]. 2020, Issue 22, No. 1. Pp. 251–257.
2. Vishina M. Paradigma kljuchovih ponjat’ mіfologіchnogo analіzu hudozhn’ogo tekstu [Paradigms of key concepts of mythological analysis of the text]. Vіsnik Zhitomirs’kogo derzhavnogo unіversitetu. 2010. Vip. 55. Fіlologіchnі nauki. Pр. 140-143.
3. Bart R. Lingvistika teksta [Text linguistics] Tekst: aspekty izuchenija semantiki, pragmatiki i pojetiki. R. Bart i dr. M., 2001. Рр. 168–175.
4. Lévi-Strauss C. The structural study of myth. Structural Anthropology. New York. 1963. Volume I. Рр. 198-230.
5. Tylor E. B. Religion in Primitive Culture. New York: Harper & Row, 1958. 552 р.
6. Frjezer Dzh. Dzh. Zolotaja vetv’: Issledovanie magii i religii [The Golden Bough: a Study in Magic and Religion]. M.: ACT, 1998. 781 р.
7. Eliade M. & Trask Willard R. Myth and Reality. New York and Evanston: Harper & Row, Publishers, 1968. 162 р.
8. Jung K. G. Arhetip i simvol [Archetype and symbol]. M.: Kanon, 1991. 330 р.
9. Anikin V. P. Russkij fol’klor [Russian folklore]. M.: Vysshaja shkola, 1987. 348 р.
10. Afanas’ev A. N. Pojeticheskie vozzrenija slavjan na prirodu: opyt sravnitel’nogo izuchenija slavjanskih predanij i verovanij v svjazi s mificheskimi skazanijami drugih rodstvennyh narodov [Poetry Views of Slavs on Nature: Experience of Comparative Study of Slavic Traditions and Beliefs in Connection with Mythical Tales of Other Related Peoples]. M.: Sovremennyj pisatel’, 1865–1869. T. 1–3.
11. Buslaev F. I. Jetnograficheskie vymysly nashih predkov [Ethnographic fiction of our ancestors]. M., 1868. 298 р.
12. Losev A. F. Znak. Simvol. Mif. Trudy po jazykoznaniju [Sign. Symbol. Myth. Works on linguistics]. M.: Jekonomika, 1994. 560 р.
13. Lotman Ju. M. Vnutri mysljashhih mirov [In the conceiving worlds]. Chelovek – tekst – semiosfera – istorija. M.: Jazyki russkoj kul’tury, 1996. 447 р.
14. Meletinskij E. M. Pojetika mifa [Myth poetics]. M.: Vostochnaja literatura, 1976. 406 р.
15. Meletinskij E. M. Mif i istoricheskaja pojetika fol’klora [Myth and historical poetics of folklore]. M.: Nauka, 1977. 389 р.
16. Potebnja A. A. Simvol i mif v narodnoj kul’ture [Symbol and myth in folk culture]. M.: Labirint, 2007. 480 р.
17. Kobylko N. A. Mifologema kak kljuchevoe ponjatie mifokritiki: sovremennye podhody [Mythologeme as a key concept of critics of myths: modern approaches]. Sovremennaja filologija: materialy III Mezhdunar. nauch. konf. (g. Ufa, ijun’ 2014 g.). Ufa: Leto, 2014. Рр. 4–6. URL
18. Moshina E. A. Realizacija metaforicheskoj modeli ZEMLJa-MAT’ v russkoj jazykovoj kartine mira [Implementation of the metaphorical model EARTH-MOTHER in the Russian language picture of the world]. Lingvistika XXI veka: tradicii i innovacii: sbornik nauchnyh statej k 30-letnemu jubileju Sankt-Peterburgskogo instituta inostrannyh jazykov. Pod obshhej red. M. V. Pimenovoj. SPb.: Izd-vo SPbGJeU, 2019. Pp. 135–140. (Serija «Konceptual’nyj i lingval’nyj miry». Vyp. 23).
19. Moshina E. A. Mifologicheskie paralleli v metaforah zemli v avtorskoj kartine mira M. I. Cvetaevoj [Mythological parallels in metaphors of the earth in the author’s picture of the world M. I. Tsvetayeva]. Jazyki i kul’tura narodov Rossii i stran SNG: sbornik statej. Pod obshhej red. M.V. Pimenovoj. SPb.: Izd-vo SPbGU, 2019. Pp. 91–96. (Serija «Konceptual’nyj i lingval’nyj miry». Vyp. 17).
20. Pimenova M. V. Jetnogermenevtika russkoj skazki [Ethnohermeneutics of the Russian fairy tale]: monografija. M.: INFRA-M, 2018. 355 p.
21. Efremova T. F. Tolkovyj slovar’ russkogo jazyka [Russian Language Dictionary]. URL
22. Laurinkene N. Mat’ Zemlja v litovskoj narodnoj tradicii [Mother Earth in Lithuanian folk tradition]. Baltoslavjanskie issledovanija. XVIII: Sbornik nauchnyh trudov. M.: Nauka, 2009. Pp. 486–503.
23. Eremeeva S. A. Mify slavjanskogo jazychestva [Myths of Slavic paganism]. M., 1997. URL
24. Pimenova M. V. Dusha i duh: osobennosti konceptualizacii [Soul and Spirit: Features of Conceptualization]: monografija. Kemerovo: IPK «Grafika», 2004. 386 p. (Serija «Konceptual’nye issledovanija». Vyp. 3).
25. Levkievskaja E. E. Demonologija narodnaja [Folk demonology]. Slavjanskie drevnosti: jetnolingvisticheskij slovar’. M., 1999. T. 2. Pp. 51–56.
26. Toporov V. N. K rekonstrukcii balto-slavjanskogo mifologicheskogo obraza Zemli-Materi *Zemįā & *Mātē
(Māti) [To reconstruction of a balto-Slavic mythological image of Zemli-Materi *Zemįā & *Mātē (Māti)]. Balto-slavjanskie issledovanija, 1998–1999: sb. nauch. tr. M., 2000. T. 14. Pp. 239–371.
27. Tolstaja S. M. Stereotip v jetnolingvistike [Stereotype in ethnolinguistics]. Rechevye i mental’nye stereotipy v sinhronii j diahronii: tezisy konferencii. M., 1995. Pp. 124–127.
Опубликован
2020-06-15
Как цитировать
Мошина, Е. А. (2020). О мифах и мифологемах лингвокультуры: духов день – именины земли. Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, (3), 130-139. https://doi.org/10.17308/lic.2020.3/2943
Раздел
Русистика и славистика