Лексические доминанты как компоненты ценностной модели общества

  • А. А. Биюмена Минский государственный лингвистический университет
Ключевые слова: медиадискурс, пресса, идентичность, труд, идеология, имя существительное, номинация, оценка, коннотация

Аннотация

В статье рассматривается функционирование наименований лиц, относящихся к их трудовой деятельности, в печатном медиадискурсе советского периода. Данные номинации занимали значимое место в советских газетах и использовались как средство конструирования социальной идентичности граждан страны. Наиболее популярными среди них были существительные рабочий и колхозник/колхозница, указывающие на «престижные» в Советском Союзе социальные классы. Частотностью и разнообразием составляющих единиц отличались группы наименований конкретных рабочих и сельскохозяйственных специальностей, в то время как названия профессий, требующих специального образования и высокой квалификации, редко использовались в печатных изданиях советского времени. Специфичной для анализируемого исторического периода является группа обозначений лучших работников (ударник, передовик, новатор, стаханавец и т. п.). В контексте советского медиадискурса наименования лиц, указывающие на их трудовую деятельность, реализовали оценочные, идеологические и статусные прагматические коннотации. В подавляющем большинстве материалов они актуализировали положительную оценочность и подчеркивали высокий статус и общественную значимость в СССР людей, занимающихся тяжелым физическим трудом. Выявлено, что ведущим типом идентичности в прессе советского периода выступала трудовая идентичность, а наименования лиц по вовлеченности в трудовую деятельность функционировали в прессе как ключевые слова эпохи, ее лексические маркеры, идеологические клише и ценностные доминанты. Они использовались для стимулирования групповой сплоченности населения, повышения в общественном сознании ценности «человека труда», мобилизации граждан на самоотверженный труд и перевыполнение норм и заданий.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

А. А. Биюмена, Минский государственный лингвистический университет

кандидат филологических наук, доцент, докторант кафедры речеведения и теории коммуникации

Литература

1. Levi-Stros K. Strukturnaya antropologiya [Structural anthropology]. Moscow: EKSMO-Press, 2001. 512 p.
2. Dokuchaev I. I. Cennost’ i ekzistenciya: osnovopolozheniya istoricheskoj aksiologii kultury [Value and Existence: Foundations of the Historical Axiology of Culture]. Saint Petersburg: Nauka, 2009. 594 p.
3. Kiseleva N. E. Transformaciya leksiki sovetskogo cheloveka: kul’turologicheskij analiz [Transformation of the vocabulary of the Soviet people: a cultural analysis. PhD Dissertation Abstract. Moscow: Moscow State Art and Culture University, 2008. 25 p.
4. Savel’ev S. I. Social’naya politika sovetskogo gosudarstva v derevne 1917 g. – nachala 1930-h gg. (na materialah Nizhnego Povolzh’ya) [Social policy of the Soviet state in the countryside 1917 – early 1930s (based on materials from the Lower Volga region)]. Doctor of History Dissertation Abstract. Saratov: Saratov State Agricultural University, 2005. 35 p.
5. Barulin V.S. Rossijskij chelovek v XX veke. Poterya i obretenie sebya [Russian people in the twentieth century. Losing and finding yourself]. Saint Petersburg: Altejya, 2000. 431 p.
6. Semenenko I. S. Politicheskaya identichnost’ v kontekste politiki identichnosti [Political identity in the context of identity politics]. In: Politicheskaya ekspertiza: politeks. 2011. V. 7. No. 2. Pр. 5–24.
7. Shnejder L. B. Professional'naya identichnost’ [Professional identity]. Moscow: MOSU, 2001. 272 p.
8. Solov’eva M. A. Imena sushchestvitel’nye – nominacii lic po professii i rodu zanyatij v russkom yazyke XXI veka [Nouns – nominations of persons by profession and occupation in the Russian language of the XXI century]. PhD Dissertation Abstract. Velikiy Novgorod: Vladimir State University, 2018. 22 p.
9. Katermina V. V. Nacional’no-kul’turnaya specifika obraza cheloveka [National and cultural specificity of the human image]. Doctor of Philology Dissertation Abstract. Volgograd: Cuban State University, 2005. 39 p.
10. Zaripova V. M. Nominaciya lic v yazyke gazety: evolyuciya etiketnyh tendencij [Nomination of persons in the language of the newspaper: the evolution of etiquette trends]. Samara: SGAU Publ., 2016. 180 p.
11. Novikova E. Yu. Struktura, semantika i tendencii razvitiya naimenovanij lic po professii v sovremennom nemeckom yazyke [Structure, semantics and development trends of names of persons by profession in modern German]. PhD Dissertation Abstract. Moscow: Moscow State Linguistic University, 2006. 25 p.
12. Fateeva I. M. Naimenovaniya professij kak sociolingvisticheskij faktor popolneniya otraslevoj terminosistemy [Names of professions as a sociolinguistic factor in replenishing the sectoral terminology system]. In: Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2018. No. 9(87). Part 2. Pр. 392–396.
13. Garagulya S. I. Antroponimicheskaya pragmatikaidentichnost’ individa [Anthroponymic pragmatics and individual identity]. Doctor of Philology Dissertation Abstract. Moscow: Moscow State University, 2009. 42 p.
14. Lappo M. A. Pragmaticheskij potencial leksem, oboznachayushchih lic po rodu zanyatij: dinamicheskij aspekt (na primere leksemy “uchitel’”) [Pragmatic potential of lexemes denoting persons by occupation: dynamic aspect (on the example of the lexeme “teacher”)]. In: Bulletin of Tomsk State University. Philology. 2014. No. 2 (28). Pр. 37–49.
15. Stepanov Yu. S. Konstanty: Slovar’ russkoj kul’tury [Constants: Dictionary of Russian Culture]. 2 nd ed. Moscow: Akadem. proekt, 2001. 990 p.
16. Treneva T. V. Korporativnaya identichnost’ rabotnika kak sostavlyayushchaya ego social’noj identichnosti [Employee’s corporate identity as a component of their social identity]. In Prepodavatel’ XXI veka. 2012. No. 1–2. Pр. 400–404.
17. Shachkova I. Yu. Semantika “klyuchevyh slov epohi” (epoha T. Blera, 1997–2007) [Semantics of “key words of the era” (T. Blair era, 1997–2007)]. PhD Dissertation Abstract. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod Linguistics University, 2008. 18 s.
18. Yusupova A. M. Stereotip “chelovek truda” v regional’nom publicisticheskom diskurse [The stereotype “man of labor” in regional publicistic discourse]. In Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. No. 26 (355). Pр. 148–151.
Опубликован
2021-03-09
Как цитировать
Биюмена, А. А. (2021). Лексические доминанты как компоненты ценностной модели общества. Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, (1), 6-13. https://doi.org/10.17308/lic.2021.1/3232
Раздел
Теория языка