Развитие лингвистической креативности: техники формирования идей

  • Е. М. Александрова Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Ключевые слова: креативность, филология, языковая игра, техники формирования идей, копирайтинг, нейминг

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития лингвистической креативности. Одной из наиболее сложных задач, требующих творческого подхода, является создание креативных текстов, в том числе нейминг (naming), связанный с созданием уникального названия или заголовка, основанного на языковой игре. Решению подобных творческих задач способствует умение применять техники формирования идей (Ideation techniques). Было рассмотрено более ста вариантов существующих техник, отобранных мето-дом сплошной выборки, имеющих разное предназначение и степень сложности. Определен и описан набор из восьми техник, которые могут быть использованы в индивидуальной работе, адаптированы и приме-нены к решению задач, связанных с созданием креативного текста. Выявленные техники апробированы при решении нейминг-задачи, связанной с созданием названия на русском и английском языках, содержа-щего языковую игру, для книги, посвященной исследованию языковой игры как лингвистического феноме-на и проблем ее перевода. Было выявлено, что комплексное использование техник способствует улучшению количества и качества вариантов решения задачи, помогает избежать тупиковых ситуаций, и, таким образом, сэкономить время. Было сформировано 35 вариантов названий (18 русских, 15 английских, а также 2 названия, сочетающих в себе языковые единицы двух языков). Наиболее продуктивными оказались техники, имеющие более высокий уровень структурной сложности, требующие бóльших ресурсов и вре-мени (Морфологическая матрица, SCAMPER и Метафоры). Исследование показало, что комплексное использование техник способствует значительному повышению лингвистической креативности. Мате-риалы статьи имеют практическую ценность как для преподавателей филологических дисциплин для развития лингвистической креативности у студентов, так и для практикующих писателей, журналистов, копирайтеров и переводчиков для решения профессиональных задач.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Е. М. Александрова, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

кандидат филологических наук, доцент Центра лингвистики и профессиональной коммуникации ИПиНБ

Литература

1. Vaulina T. А., Zueva D. E. Problema razvitiya kreativnosti v mirovom obrazovatel’nom prostranstve [The problem of creativity development in the world educational space]. In: Vestn. Tom. gos. un-ta. 2011. No. 351. Pp. 121–123.
2. Bloom B.S. (Ed.). Developing talent in young people. New York: Ballantine Books, 1985. 572 p.
3. Westby E. L., Dawson V. L. Creativity: Asset or burden in the сlassroom? In: Creativity Research Journal. 1995. No. 8. Рp. 1–10.
4. Beghetto R. A. Ideational code-switching: Walking the talk about supporting student creativity in the classroom. In: Roeper Review. 2007. No. 29. Pp. 265–270.
5. Kaufman J. C. Genius, lunatics, and poets: Mental illness in prize-winning authors. In: Imagination, Cognition, and Personality. 2001. No. 20. Pp. 305–314.
6. Kaufman J. C., Gentile C. A., Baer J. Do gifted student writers and creative writing experts rate creativity the same way? In: Gifted Child Quarterly. 2005. No. 49. Рp. 260–265.
7. Kaufman S. B., Kaufman J. C. Ten years to expertise, many more to greatness: An investigation of modern writers. In: Journal of Creative Behavior. 2007. № 41. Pp. 114–124.
8. Torrance E. P, Mayers R. E. Creative Learning and Teaching. NY: Dodd, Mead and Co., 1970. 343 p.
9. Moroz V. . Razvitie kreativnosti studentov [Development of students’ creativity]: monografiya. Orenburg: OGU, 2011. 183 p.
10. Welsch P. K. The nurturance of creative behavior in educational environments: A comprehensive curriculum approach. Unpublished Doctoral Dissertation, University of Michigan. 1980. 272 p.
11. Borovinskaya D. N. K voprosu o klassifi katsii teorij kreativnosti [On the classifi cation of theories of creativity]. In: Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. No. 385. Pp. 50–56.
12. Galkina А. V. Pedagogicheskie usloviya razvitiya lingvisticheskoj kreativnosti v perevodcheskoj deyatel’nosti studentov [Pedagogical conditions for the development of linguistic creativity in the translation activity of students]. In: Vestnik TGU. 2011. No. 12 (104). Pp. 131–136.
13. Bazilevich V. B. Yazykovaya igra kak forma proyavleniya lingvisticheskoj kreativnosti [Language play as a form of manifestation of linguistic creativity]. In: Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2015. No. 8 (50), ch. III. Pp. 20 –22.
14. Gardner G. Struktura razuma: teoriya mnozhestvennogo intellekta [The Structure of Mind: Theory of Multiple Intelligences] / per. s angl. M.: OOO «I.D. Vil’yams», 2007. 512 p.
15. Khalyushova G. А. Razvitie lingvisticheskoj kreativnosti studenta universiteta [Development of linguistic creativity of a university student]: avtoref. dis. … kand. ped. nauk / Gul’fi ya Аl’myansurovna Khalyushova. Orenburg, 2005. 198 p.
16. Tyuleneva T. V. Formirovanie lingvisticheskoj kreativnosti studentov neyazykovykh spetsial’nostej [Formation of linguistic creativity of students of non-linguistic specialties]: avtoref. dis. … kand. ped. Nauk. Volgograd, 2012. 211 p.
17. Gridina T. А. Yazykovaya igra: stereotip i tvorchestvo [Language game: stereotype and creativity]: monografi ya. Ekaterinburg: Ural. gos. ped. un-t, 1996. 214 p.
18. Gridina T. А. Eksperimental’nyj resurs diagnostiki i treninga verbal’noj kreativnosti [Experimental resource for diagnostics and training of verbal creativity]. In: Filologicheskij klass. 2014. No. 2 (36). Pp. 30–35.
19. Borovinskaya D. N., Surovtsev V. А. Kreativnost’ i myshlenie: kategorial’naya kharakteristika [Creativity and thinking: categorical characteristics]. In: Vestn. Tom. gos. un-ta. Filosofi ya. Sotsiologiya. Politologiya. 2019. No. 47. Pp. 15–24.
20. Dmitrieva M. L. Vse osnovnye kreativnye priemy vyrabotki idej: ischerpyvayushhij analiz 13 prakticheskikh metodik [All Essential Idea Generation Creative Techniques: A Comprehensive Analysis of 13 Practical Techniques]. In: Elitarium (Tsentr dopolnitel’nogo obrazovaniya) 2019. URL
21. William D. K. 8 Brainstorming Strategies for Generating New Writing Ideas. In: The Web Writer Spotlight. 2019. URL
22. Аkulich M. Konspekt kopirajtera [Copyrighter summary]. In: Entsiklopediya marketinga. 2018. URL
23. Neidlinger J. 4 Reasons you should brainstorm if you want to become a better writer. In: CoSchedule blog. 2019. Available at: https://coschedule.com/blog/ brainstorming-techniques/
24. Wang Z. Effects based stimulation of ideas in design and engineering. A thesis submitted for the degree of Doctor of Philosophy. Imperial College London Mechanical Engineering Department, 2013. 286 p.
25. Zwicky F. Discovery Invention, Research Through the Morphological Approach. McMillan, 1969. 276 p.
26. Gordon W. J. J. Synectics. NY: Harper & Row, 1961. 180 p.
27. Prince G. M. The practice of creativity. NY: Harper & Row, 1970. 272 p.
28. Bono E. de. Serious Creativity: Using the Power of Lateral Thinking to Create New Ideas. Harper Business, 1992. 338 p.
29. Osborn A. F. Applied imagination; principles and procedures of creative problem-solving. Charles Scribner’s Sons, 1957. 379 p.
30. Eberle R. F. Scamper: Games for Imagination Development. Buffalo, NY: D.O.K. Publishers, 1971. 96 p.
31. Zaltman G. How Consumers Think: Essential Insights into the Mind of the Market. Harvard Business School Press, 2003. 323 p.
32. Bono E. de. Lateral Thinking: a textbook of creativity. London, 1970. 272 p.
33. Nabokov V. V. Lolita. London: Penguin Books, 2006. 361 p.
34. Nabokov V. V. Lolita [Lolita]: per. s angl. avtora / obshh. red. K Krasnik. SPb.: Аzbuka, 2015. 448 p.
Опубликован
2021-06-01
Как цитировать
Александрова, Е. М. (2021). Развитие лингвистической креативности: техники формирования идей. Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, (2). https://doi.org/10.17308/lic.2021.2/3410
Раздел
Теория языка