София де Мелло Брейнер андресен: поэтика «Изумления»

  • К. К. Нечаева Московский государственный лингвистический университет
  • В. А. Махортова Московский государственный лингвистический университет
Ключевые слова: когнитивная лингвистика, когнитивная поэтика, София де Мелло Брейнер Андресен, португальский язык, португальская литература, вербализация ощущений, синестезия

Аннотация

В статье представлен анализ поэзии Софии де Мелло Брейнер Андресен (1919–2004), признанного классика португальской литературы ХХ в. Цель исследования состоит в том, чтобы дать обоснование эстетическому эффекту восторга/изумления, который, согласно мнению португальских литературных критиков и ученых, наиболее характерен для лирики автора. Анализ проведен на материале стихотворений, включенных в сборник «Собрание сочинений» («Obra poética», 2015). Теоретической базой исследования служат положения когнитивной поэтики Р. Цура и эстетическая концепция И. Канта. Работа выполнена с применением метода сплошной выборки, количественного метода, а также методов контекстуального, стилистического и семантического анализа. В ходе исследования установлено, что репрезентация Прекрасного и Возвышенного, составляет одну из констант творчества Софии де Мелло. Соответствующие образы имеют системный характер в лирике португальской поэтессы. К предметам, включенным в категорию Прекрасного, в поэзии автора относятся как элементы природного мира (61 %), так и артефакты (39 %). Наиболее частотны и значимы образы цветка, острова, дома, к которым поэтесса обращается на протяжении всего своего творчества, актуализируя такие их признаки, как «красота», «целостность» и «совершенство формы». Воплощением Возвышенного для автора является природа, а именно: морское, небесное пространства, равнины и пустыни. Наиболее часто автор обращается к морским пейзажам, сочетающим в себе все характеристики Возвышенного: безграничный простор, высоту и интенсивный шум волн, связь с отдаленным временем и с вечностью, а также абсолютную тишину и темноту, свойственные морским глубинам. Эффект восторга/изумления перед Прекрасным и Возвышенным в поэзии Софии де Мелло усиливается за счет использования стилистических средств. Описывая предметы и явления окружающего мира, поэтесса отдает предпочтение конкретным именам существительным, использует прием вербализации ощущений, в том числе в синестетическом ключе, а также метафоры с перцептивным компонентом. Использование глаголов чувственного восприятия, преимущественно зрительной модальности, позволяет «расположить» предмет перед глазами читателя. Таким образом, эффект восторга/изумления в поэзии Софии де Мелло достигается благодаря выбору тематики, а также языковых средств и стилистических приемов, наиболее адекватных для реалистичного изображения прекрасных и возвышенных предметов и явлений действительности.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

К. К. Нечаева, Московский государственный лингвистический университет

кандидат филологических наук, и. о. заведующей кафедрой португальского языка

В. А. Махортова, Московский государственный лингвистический университет

аспирант кафедры португальского языка

Литература

1. Lourenço E. Dialética mítica da nossa modernidade. In: Lourenço E. Tempo e poesia. Lisboa: Relógio d’Água, 1987. Pp. 183–200.
2. Ceia C. Iniciação aos Mistérios da Poesia de Sophia de Mello Breyner Andresen. Lisboa: Vega, 1996. 162 p.
3. Nunes de A. C. O Feito, a Gesta e o Olhar: o Orien-te nas Navegações de Sophia de Mello Breyner Andresen. In: Elyra. 2014. No. 4. Pp. 57–78.
4. Iz sovremennoj portugal'skoj poehzii [From the modern Portuguese poetry]. Ed. by E.А. Ryauzova. Moscow: Progress, 1980. 351 p.
5. Nery I. Sophia de Mello Breyner Andresen. Lisboa: A esfera dos livros, 2019. 333 p.
6. Nahas N. No espaço do poema: a presença do real na poesia de Sophia de Mello Breyner Andresen. In: Desassos-sego. 2017. No. 18. Pp. 101–115.
7. Coelho E. P. Sophia: a lírica e a lógica. In: Revista Colóquio / Letras. 1980. No. 57. Pp. 20–35.
8. Andresen S. M. B. Obra poética. Porto: Assírio & Alvim, 2015. 992 p.
9. Lozinskaya E. V. Literatura kak myshlenie: kogni-tivnoe literaturovedenie na rubezhe XX–XXI vekov [Literature as cognition: cognitive poetics on the cusp of the 20th and 21st centuries] / RАN. INION. TSentr gumanit. nauch.-issled. Otdel literaturovedeniya. Moscow, 2007. 160 p.
10. Tsur R. Toward a theory of cognitive poetics. Amsterdam: North-Holland, 1992. 573 p.
11. Eco U. Istoriya krasoty [The history of beauty]. Moscow: SLOVO, 2007. 437 p.
12. Kant I. Nablyudeniya nad chuvstvom Prekrasnogo i Vozvyshennogo [Observations on the Feeling of the Beautiful and Sublime]. In: Kant I. Sobranie sochinenij v 6 to-makh [Colected edition. 6 volumes]. Ed. by V.F.Аsmus, А.V.Gulyga, T.I.Ojzerman. V. 2. Moscow: Mysl', 1964. Pp. 125–185.
13. Sovremennyj tolkovyj slovar' russkogo yazyka [Modern Russian language dictionary]. Ed. by T.F. Efremova. URL
14. Entsiklopedicheskij slovar' po psikhologii i peda-gogike. [Encyclopedical dictionary of psychology and pedagogy]. URL
15. Lyutikova N. G. Predislovie [Introduction]. In: Rilke R. M. Kniga Obrazov [The book of images]. Saint-Petersburg: Tertsiya, Kristall, 1999. Pp. 5–8.
16. Heidegger M. Vremya i bytie [Being and time]. Ed. by V. V. Bibikhin. Moscow: Respublika, 1993. Pp. 259–273.
17. Bonafi m Felizardo A. O Lugar do Ser: espaço e lirismo em Sophia de Mello Breyner Andresen: tese de doutoramento. São Paulo, 2012. 267 p.
18. Trishin V. N. Slovar' sinonimov ASIS [Dictionary of synonyms]. URL
19. Lopes S. R. Escutar, Nomear, Fazer Paisagens. In: Exercícios de Aproximação. Lisboa: Vendaval, 2003. Pp. 49–74.
20. Tressider J. Slovar' simvolov [Dictionary of Symbols]. Translated by S. Pal'ko. Moscow: Grand : FАIR-Press, 1999. 443 p.
Опубликован
2021-06-01
Как цитировать
Нечаева, К. К., & Махортова, В. А. (2021). София де Мелло Брейнер андресен: поэтика «Изумления». Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, (2). https://doi.org/10.17308/lic.2021.2/3421
Раздел
Романские языки