София де Мелло Брейнер андресен: поэтика «Изумления»
Аннотация
В статье представлен анализ поэзии Софии де Мелло Брейнер Андресен (1919–2004), признанного классика португальской литературы ХХ в. Цель исследования состоит в том, чтобы дать обоснование эстетическому эффекту восторга/изумления, который, согласно мнению португальских литературных критиков и ученых, наиболее характерен для лирики автора. Анализ проведен на материале стихотворений, включенных в сборник «Собрание сочинений» («Obra poética», 2015). Теоретической базой исследования служат положения когнитивной поэтики Р. Цура и эстетическая концепция И. Канта. Работа выполнена с применением метода сплошной выборки, количественного метода, а также методов контекстуального, стилистического и семантического анализа. В ходе исследования установлено, что репрезентация Прекрасного и Возвышенного, составляет одну из констант творчества Софии де Мелло. Соответствующие образы имеют системный характер в лирике португальской поэтессы. К предметам, включенным в категорию Прекрасного, в поэзии автора относятся как элементы природного мира (61 %), так и артефакты (39 %). Наиболее частотны и значимы образы цветка, острова, дома, к которым поэтесса обращается на протяжении всего своего творчества, актуализируя такие их признаки, как «красота», «целостность» и «совершенство формы». Воплощением Возвышенного для автора является природа, а именно: морское, небесное пространства, равнины и пустыни. Наиболее часто автор обращается к морским пейзажам, сочетающим в себе все характеристики Возвышенного: безграничный простор, высоту и интенсивный шум волн, связь с отдаленным временем и с вечностью, а также абсолютную тишину и темноту, свойственные морским глубинам. Эффект восторга/изумления перед Прекрасным и Возвышенным в поэзии Софии де Мелло усиливается за счет использования стилистических средств. Описывая предметы и явления окружающего мира, поэтесса отдает предпочтение конкретным именам существительным, использует прием вербализации ощущений, в том числе в синестетическом ключе, а также метафоры с перцептивным компонентом. Использование глаголов чувственного восприятия, преимущественно зрительной модальности, позволяет «расположить» предмет перед глазами читателя. Таким образом, эффект восторга/изумления в поэзии Софии де Мелло достигается благодаря выбору тематики, а также языковых средств и стилистических приемов, наиболее адекватных для реалистичного изображения прекрасных и возвышенных предметов и явлений действительности.
Скачивания
Литература
2. Ceia C. Iniciação aos Mistérios da Poesia de Sophia de Mello Breyner Andresen. Lisboa: Vega, 1996. 162 p.
3. Nunes de A. C. O Feito, a Gesta e o Olhar: o Orien-te nas Navegações de Sophia de Mello Breyner Andresen. In: Elyra. 2014. No. 4. Pp. 57–78.
4. Iz sovremennoj portugal'skoj poehzii [From the modern Portuguese poetry]. Ed. by E.А. Ryauzova. Moscow: Progress, 1980. 351 p.
5. Nery I. Sophia de Mello Breyner Andresen. Lisboa: A esfera dos livros, 2019. 333 p.
6. Nahas N. No espaço do poema: a presença do real na poesia de Sophia de Mello Breyner Andresen. In: Desassos-sego. 2017. No. 18. Pp. 101–115.
7. Coelho E. P. Sophia: a lírica e a lógica. In: Revista Colóquio / Letras. 1980. No. 57. Pp. 20–35.
8. Andresen S. M. B. Obra poética. Porto: Assírio & Alvim, 2015. 992 p.
9. Lozinskaya E. V. Literatura kak myshlenie: kogni-tivnoe literaturovedenie na rubezhe XX–XXI vekov [Literature as cognition: cognitive poetics on the cusp of the 20th and 21st centuries] / RАN. INION. TSentr gumanit. nauch.-issled. Otdel literaturovedeniya. Moscow, 2007. 160 p.
10. Tsur R. Toward a theory of cognitive poetics. Amsterdam: North-Holland, 1992. 573 p.
11. Eco U. Istoriya krasoty [The history of beauty]. Moscow: SLOVO, 2007. 437 p.
12. Kant I. Nablyudeniya nad chuvstvom Prekrasnogo i Vozvyshennogo [Observations on the Feeling of the Beautiful and Sublime]. In: Kant I. Sobranie sochinenij v 6 to-makh [Colected edition. 6 volumes]. Ed. by V.F.Аsmus, А.V.Gulyga, T.I.Ojzerman. V. 2. Moscow: Mysl', 1964. Pp. 125–185.
13. Sovremennyj tolkovyj slovar' russkogo yazyka [Modern Russian language dictionary]. Ed. by T.F. Efremova. URL
14. Entsiklopedicheskij slovar' po psikhologii i peda-gogike. [Encyclopedical dictionary of psychology and pedagogy]. URL
15. Lyutikova N. G. Predislovie [Introduction]. In: Rilke R. M. Kniga Obrazov [The book of images]. Saint-Petersburg: Tertsiya, Kristall, 1999. Pp. 5–8.
16. Heidegger M. Vremya i bytie [Being and time]. Ed. by V. V. Bibikhin. Moscow: Respublika, 1993. Pp. 259–273.
17. Bonafi m Felizardo A. O Lugar do Ser: espaço e lirismo em Sophia de Mello Breyner Andresen: tese de doutoramento. São Paulo, 2012. 267 p.
18. Trishin V. N. Slovar' sinonimov ASIS [Dictionary of synonyms]. URL
19. Lopes S. R. Escutar, Nomear, Fazer Paisagens. In: Exercícios de Aproximação. Lisboa: Vendaval, 2003. Pp. 49–74.
20. Tressider J. Slovar' simvolov [Dictionary of Symbols]. Translated by S. Pal'ko. Moscow: Grand : FАIR-Press, 1999. 443 p.