Названия типов заведений общественного питания: лингвосемиотический аспект
Аннотация
В настоящее время происходят значительные изменения в терминологии, используемой для обозначения типов заведений общественного питания (ЗОП). Однако лингвистических исследований названий типов ЗОП крайне недостаточно. Предметом изучения в данной статье является лингвосемиотическая система «названия типов ЗОП» как структурный элемент вывески ЗОП в курортном городе (Имеретинский курорт, г. Сочи). Целью исследования является выявление языковой и смысловой динамики в указанной системе как лингвокультурном коде, обеспечивающем процессы кодирования и декодирования информации вывески. В работе использованы методы семиотического и лингвистического анализа. На первом этапе разработана теоретическая базовая модель лингвосемиотической системы «названия типов ЗОП», в которой общепринятые значения традиционных названий ЗОП представлены в виде системы парных дифференцирующих признаков. На втором этапе проведен лингвосемиотический анализ практического материала, нацеленный на выявление отклонений от базовой модели. В результате выявлены и систематизированы признаки формирования нового лингвокультурного кода, проявляющиеся как на уровне смысловой структуры (культурных кодов), так и на уровне языкового кода. Построены 5 действующих моделей нетипичных способов репрезентации значения «тип ЗОП» в рамках вывески. Выявлены 2 новых по сравнению с базовой моделью значения, актуализирующиеся в смысловой структуре новых названий типов ЗОП. Сделаны выводы о тесной связи смысловой и языковой динамики в системе названий ЗОП с современными тенденциями в культуре питания. Намечены перспективные направления дальнейших исследований. Материалы статьи могут внести вклад в разработку методики лингвосемиотического анализа, а также быть применены в области маркетинга и создания привлекательного имиджа курортного города.
Скачивания
Литература
Starikova G. N., Hoang T. H. Ch. Trofonimy (restoronimy) kak osobyj tip ehrgonimov (na materiale imen zavedenij obshhestvennogo pitaniya Moskvy) [Trophonyms (restoronyms) as a special type of ergonyms (on the material of Moscow eating places names)]. In: Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. 2017. No. 47. Рр. 72–87.
GOST 30389-2013. Mezhgosudarstvennyj standart. Uslugi obshhestvennogo pitaniya. Predpriyatiya obshhestvennogo pitaniya. Klassifikatsiya i obshhie trebovaniya [Public catering services. Enterprises of public catering. Classification and general requirements]. Data vvedeniya 2016-01-01. Available at: https://docs.cntd.ru/document/1200107325
Bryukhova O. YU., Startseva N. N. Osobennosti nejminga v sfere obshhestvennogo pitaniya (na primere kafe goroda Ekaterinburga) [Peculiarities of naming in the sphere of public catering (on the example of a cafe in the city of Yekaterinburg)]. In: Filologicheskie nauki. Voprosy teoriipraktiki. 2018. No. 1-1 (79). Pp. 73–77.
Vasyukova V. I., Fedotovskikh T. G. Kommercheskaya nominatsiya predpriyatij obshhestvennogo pitaniya kak odin iz instrumentov sozdaniya otkrytogo goroda [Commercial nomination of enterprises of public catering i as one of the tools for creating an open city]. In: Chelovek v mire kul'tury. 2016. No. 1. Pp. 39–41.
Mikhajlyukova N. V. Teksty vyvesok kak zhanr reklamnogo diskursa (na materiale yazyka g. Vladivostoka) [Signboard texts as a genre of advertising discourse (on the material of the language of Vladivostok)]. In: Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2017. No. 3-2 (69). Pp. 128–133.
Kolosova N. А. Prostranstvo restorana v kul'ture russkogo naroda [The space of the restaurant in the culture of the Russian people]. Saratovskij natsional'nyj issledovatel'skij gosudarstvennyj universitet imeni N. G. Chernyshevskogo. 2018. Available at: https://www.sgu.ru/archive/old.sgu.ru/files/nodes/9732/14.pdf
Smirnov А. V. Novyj obshhepit: kommunikatsionnaya sistema v usloviyakh sovremennogo goroda [New forms of public catering: communication system in modern cities]. In: Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul'tury. 2017. No. 2 (27). Pp. 183–191.
Olyanich А. V. Lingvosemiotika frantsuzskoj gastronomii [Linguosemiotics of French Gastronomy]: monografiya. Volgograd: IPK Volgogradskogo GАU «Niva». 2015. 180 p.
Bart R. Izbrannye trudy. Semiotika. Poehtika [Selected Works. Semiotics. Poetics]. M.: Progress, 1994. 616 p.
Savitskij V. M. Lingvokul'turnye kody: k obosnovaniyu ponyatiya [The concept of linguocultural codes: a rationale]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Lingvistika. No. 2. Pp. 55–62.
Davidovich А. R. Predpriyatiya pitaniya kak osnova formirovaniya turistskogo prostranstva g. Sochi [Catering establishments as the basis for the formation of the tourist space in Sochi]. In: Sovremennye problemy servisa i turizma. 2014. No. 2. Pp. 60–68.
Chandler D. Semiotics for Beginners: D.I.Y. Semiotic Analysis. Available at: http://www.visual-memory.co.uk/daniel/Documents/S4B/
Vikislovar': mnogoyazychnyj otkrytyj slovar', mezhdunarodnyj onlajnovyj leksikograficheskij proekt Wiktionary [Wiktionary: multilingual open dictionary, international online lexicographic project]. Available at: https://ru.wiktionary.org/wiki/фуд-корт