Названия типов заведений общественного питания: лингвосемиотический аспект

  • Л. В. Рыбакова Сочинский институт (филиал) Российского университета дружбы народов
  • К. П. Иванова Сочинский государственный университет
Ключевые слова: заведения общественного питания, вывески ресторанов, лингвокультурный код, культурный код, лингвосемиотический анализ, рекламный дискурс, культура питания

Аннотация

В настоящее время происходят значительные изменения в терминологии, используемой для обозначения типов заведений общественного питания (ЗОП). Однако лингвистических исследований названий типов ЗОП крайне недостаточно. Предметом изучения в данной статье является лингвосемиотическая система «названия типов ЗОП» как структурный элемент вывески ЗОП в курортном городе (Имеретинский курорт, г. Сочи). Целью исследования является выявление языковой и смысловой динамики в указанной системе как лингвокультурном коде, обеспечивающем процессы кодирования и декодирования информации вывески. В работе использованы методы семиотического и лингвистического анализа. На первом этапе разработана теоретическая базовая модель лингвосемиотической системы «названия типов ЗОП», в которой общепринятые значения традиционных названий ЗОП представлены в виде системы парных дифференцирующих признаков. На втором этапе проведен лингвосемиотический анализ практического материала, нацеленный на выявление отклонений от базовой модели. В результате выявлены и систематизированы признаки формирования нового лингвокультурного кода, проявляющиеся как на уровне смысловой структуры (культурных кодов), так и на уровне языкового кода. Построены 5 действующих моделей нетипичных способов репрезентации значения «тип ЗОП» в рамках вывески. Выявлены 2 новых по сравнению с базовой моделью значения, актуализирующиеся в смысловой структуре новых названий типов ЗОП. Сделаны выводы о тесной связи смысловой и языковой динамики в системе названий ЗОП с современными тенденциями в культуре питания. Намечены перспективные направления дальнейших исследований. Материалы статьи могут внести вклад в разработку методики лингвосемиотического анализа, а также быть применены в области маркетинга и создания привлекательного имиджа курортного города.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Л. В. Рыбакова, Сочинский институт (филиал) Российского университета дружбы народов

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

К. П. Иванова, Сочинский государственный университет

аспирант кафедры романо-германской и русской филологии

Литература

Starikova G. N., Hoang T. H. Ch. Trofonimy (restoronimy) kak osobyj tip ehrgonimov (na materiale imen zavedenij obshhestvennogo pitaniya Moskvy) [Trophonyms (restoronyms) as a special type of ergonyms (on the material of Moscow eating places names)]. In: Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. 2017. No. 47. Рр. 72–87.

GOST 30389-2013. Mezhgosudarstvennyj standart. Uslugi obshhestvennogo pitaniya. Predpriyatiya obshhestvennogo pitaniya. Klassifikatsiya i obshhie trebovaniya [Public catering services. Enterprises of public catering. Classification and general requirements]. Data vvedeniya 2016-01-01. Available at: https://docs.cntd.ru/document/1200107325

Bryukhova O. YU., Startseva N. N. Osobennosti nejminga v sfere obshhestvennogo pitaniya (na primere kafe goroda Ekaterinburga) [Peculiarities of naming in the sphere of public catering (on the example of a cafe in the city of Yekaterinburg)]. In: Filologicheskie nauki. Voprosy teoriipraktiki. 2018. No. 1-1 (79). Pp. 73–77.

Vasyukova V. I., Fedotovskikh T. G. Kommercheskaya nominatsiya predpriyatij obshhestvennogo pitaniya kak odin iz instrumentov sozdaniya otkrytogo goroda [Commercial nomination of enterprises of public catering i as one of the tools for creating an open city]. In: Chelovek v mire kul'tury. 2016. No. 1. Pp. 39–41.

Mikhajlyukova N. V. Teksty vyvesok kak zhanr reklamnogo diskursa (na materiale yazyka g. Vladivostoka) [Signboard texts as a genre of advertising discourse (on the material of the language of Vladivostok)]. In: Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2017. No. 3-2 (69). Pp. 128–133.

Kolosova N. А. Prostranstvo restorana v kul'ture russkogo naroda [The space of the restaurant in the culture of the Russian people]. Saratovskij natsional'nyj issledovatel'skij gosudarstvennyj universitet imeni N. G. Chernyshevskogo. 2018. Available at: https://www.sgu.ru/archive/old.sgu.ru/files/nodes/9732/14.pdf

Smirnov А. V. Novyj obshhepit: kommunikatsionnaya sistema v usloviyakh sovremennogo goroda [New forms of public catering: communication system in modern cities]. In: Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul'tury. 2017. No. 2 (27). Pp. 183–191.

Olyanich А. V. Lingvosemiotika frantsuzskoj gastronomii [Linguosemiotics of French Gastronomy]: monografiya. Volgograd: IPK Volgogradskogo GАU «Niva». 2015. 180 p.

Bart R. Izbrannye trudy. Semiotika. Poehtika [Selected Works. Semiotics. Poetics]. M.: Progress, 1994. 616 p.

Savitskij V. M. Lingvokul'turnye kody: k obosnovaniyu ponyatiya [The concept of linguocultural codes: a rationale]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Lingvistika. No. 2. Pp. 55–62.

Davidovich А. R. Predpriyatiya pitaniya kak osnova formirovaniya turistskogo prostranstva g. Sochi [Catering establishments as the basis for the formation of the tourist space in Sochi]. In: Sovremennye problemy servisa i turizma. 2014. No. 2. Pp. 60–68.

Chandler D. Semiotics for Beginners: D.I.Y. Semiotic Analysis. Available at: http://www.visual-memory.co.uk/daniel/Documents/S4B/

Vikislovar': mnogoyazychnyj otkrytyj slovar', mezhdunarodnyj onlajnovyj leksikograficheskij proekt Wiktionary [Wiktionary: multilingual open dictionary, international online lexicographic project]. Available at: https://ru.wiktionary.org/wiki/фуд-корт

Опубликован
2021-12-21
Как цитировать
Рыбакова, Л. В., & Иванова, К. П. (2021). Названия типов заведений общественного питания: лингвосемиотический аспект. Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, (4), 47-55. https://doi.org/10.17308/lic.2021.4/3810
Раздел
Теория языка