Метафора как средство реализации апеллятивной функции заголовков экономических статей на немецком языке

  • М. А. Никитина Дальневосточный государственный университет путей сообщения
Ключевые слова: метафора, апеллятивная функция, заголовок, экономическая статья, СМИ

Аннотация

Статья рассматривает метафору как средство реализации апеллятивной функции заголовка. Целью исследования является анализ употребления метафоры в заголовках в качестве средства реализации апеллятивной функции. Материалом исследования послужили 1080 заголовков экономических статей немецкого журнала „Der Spiegel“, полученные в ходе сплошной выборки. В исследовании использован целый комплекс методов: метод интерпретации выделенных единиц, метод компонентного и контекстуального анализа. При рассмотрении фактологического материала было установлено, что из 1080 заголовков 770 заголовков содержат метафоры. Анализ корпуса исследования позволил нам сделать вывод о том, что метафоры являются важным и достаточно распространенным средством реализации апеллятивной функции. Метафоры привлекают внимание читателя к сообщению, способствуют формированию определенной установки на его восприятие и выражению авторской позиции к описываемым в статье экономическим событиям. Причина частого употребления метафор в заголовках кроется в возможности метафоры оказывать влияние на психику и сознание реципиента благодаря повышенной образности и ярко выраженному эмоционально-оценочному компоненту. Как показал анализ исследуемого материала, метафора независимо от тематической направленности экономического текста активно используется немецкими журналистами в заголовках, имеющих субстантивную и глагольную структуру предложения. В заголовках с субстантивной структурой употребляются субстантивные, признаковые и генитивные метафоры. Предикативные метафоры главным образом представлены в заголовках, имеющих глагольную структуру.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

М. А. Никитина, Дальневосточный государственный университет путей сообщения

кандидат филологических наук

Литература

1. Lazareva E. А. Zagolovochnyj kompleks teksta – sredstvo organizatsii i optimizatsii vospriyatiya. In: Izvestiya Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. 2006. No. 40. Pp. 158–166.
2. Weischenberg S. Nachrichtenschreiben. Opladen, 1998. 203 S.
3. Vasileva T. V. Kognitivno-funkcionalnye aspekty zagolovka (na materiale sovremennogo amerikanskogo rasskaza). PhD Dissertation Abstract. M., 2005. 22 p.
4. Dobrosklonskaja T. G. Voprosy izuchenija mediatekstov: opyt issledovanija sovremennoj anglijskoj mediarechi. M.: URSS Jeditorial, 2005. 288 p.
5. Peshkova Ju. V. Rol i funkcii novostnyh zagolovkov v sovremennoj nemeckojazychnoj presse. PhD Dissertation Abstract. Moskva, 2012. 174 p.
6. Tajupova O. I. Pragmaticheskij potencial zagolovkov v sovremennyh publicisticheskih tekstah. In: Vestnik VGU. Serija: Lingvitika i mezhkulturnaja kommunikacija. 2015. No. 4. Pp. 21–26.
7. Shmidt O. Ju. Zagolovok v sportivnyh SMI: znachenie reklamnoj funkcii. In: Vestnik VGU. Serija: Filologija. Zhurnalistika. 2014. No. 1. Pp. 241–244.
8. Lysakova I. P. Jazyk gazety i tipologija pressy. Sociolingvisticheskoe issledovanie. SPb. : Filologicheskij fakultet SPbGU, 2005. 256 p.
9. Ljutaja A. A. Sovremennyj gazetnyj zagolovok: struktura, semantika, pragmatika. PhD Dissertation Abstract. Volgograd, 2008. 20 p.
10. Nord Ch. Einführung in das funktionale Übersetzen. Am Beispiel von Titeln und Überschriften. Tübingen, 1993.
11. Dietz G. Titel in wissenschaftlichen Texten. Tübingen : Gunter Narr Verlag, 1995. 216 p.
12. Jakusheva A. V. Apelljativnaja funkcija neologizmov v zagolovochnom komplekse (na materiale politicheskih tekstov v setevyh sredstvah massovoj informacii). In: Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Filologija. Iskusstvovedenie. 2014. No. 16 (345). Pp. 156–158.
13. Bojko M. А. Funktsionalnyj analiz sredstv sozdaniya obraza strany (na materiale nemetskikh politicheskikh kreolizovannykh tekstov) : avtoref. dis. ... kand. filol. Nauk. Voronezh, 2006. 24 p.
14. Birdsli M. Metaforicheskoe spletenie. In: Teoriya metafory : sb. tr. Pod red. N. D. Arutyunovoj, M. A. Zhurinskoj ; per. s. angl., fr., nem., isp., pol‘sk. yaz. M.: Progress, 1990. Pp. 207–236.
15. Jakovleva I. N., Kolesnikova V. S. Sohranenie jekspressivnosti pri perevode metafory v nauchno-populjarnom tekste. In: Vestnik VGU. Serija: Lingvistika i mezhkulturnaja kommunikacija. 2020. No. 1. Pp. 41–50.
16. Kalmykova, E. I. Nekotorye voprosy teorii i funkcionirovaniya metafory (na materiale xudozhestvennoj i nauchnoj prozy sovremennogo nemeczkogo yazyka). In: Uchenye zapiski. Voprosy romano-germanskoj filologii. M., 1968. Tom 45. Pp. 115–144.
17. Ingendahl, W. Der metaphorische Prozess. Methodologie zur Erforschung der Metaphorik. In: DüsseldorfPädagogischer Verlag Schwann, 1973. 364 p.
Опубликован
2022-06-20
Как цитировать
Никитина, М. А. (2022). Метафора как средство реализации апеллятивной функции заголовков экономических статей на немецком языке. Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, (2), 73-81. https://doi.org/10.17308/lic.2022.2/9293
Раздел
Германские языки