Информационная политика Банка России и центральных банков других стран
Аннотация
Предмет. Информационная политика центрального банка играет важную роль в повышении прозрачности и доверия к действиям центрального банка, а также оказывает значимое влияние на ожидания экономических агентов. На протяжении последних лет Банк России принимает ряд мер, направленных на повышение прозрачности денежно-кредитной политики, его информационная политика претерпела существенные изменения, обусловленные переходом в 2014-2015 гг. к режиму таргетирования инфляции. Вопрос влияния информационной открытости центральных банков на экономику долгое время оставался спорным в среде экономистов-исследователей. По мере развития финансовых институтов, инструментов денежно-кредитной политики и ее целевой направленности создавались новые условия и требования к информационной политике регуляторов.
Цели. Авторское исследование содержания информационной политики Банка России и других стран, а также ее эволюции, обусловленной переходом к режиму таргетирования инфляции, их сопоставление для определения общих или различных черт. Оценка их соответствия и целесообразности внедрения определенных изменений в информационную политику Банка России с точки зрения повышения доверия и стабилизации инфляционных ожиданий. Анализ изменения осведомленности населения России о проводимой денежно-кредитной политике в период до полного перехода к режиму таргетирования инфляции и в настоящее время.
Методология. В исследовании использовались эмпирический метод – сравнение, а также теоретические методы – диалектический и метод анализа и синтеза на основе изучения актуальной литературы по данной теме. Для проведения анализа и визуализации результатов использовался пакет MS Excel.
Результаты. Проведено сравнение коммуникационной политики Банка России в период до введения режима таргетирования инфляции и подготовки к нему (2012 год) и по истечении нескольких лет его функционирования (2021 год). Проанализировано влияние расширения коммуникационных каналов на динамику ожиданий населения России относительно будущей годовой инфляции. На основе изученного опыта коммуникационной политики центральных банков других стран, таргетирующих инфляцию, разработаны рекомендации для повышения эффективности информационной политики и в целом денежно-кредитной политики Банка России.
Выводы. Проведенное сравнение информационных материалов Банка России периода до начала подготовки к переходу на режим инфляционного таргетирования (2012 год) и настоящее время (2021 год) показало, что Банк России увеличил количество регулярно публикуемых информационных сообщений и аналитических материалов практически в 3 раза. Сопоставление информационной политики Банка России и центральных банков других стран показало, что в целом количество и содержание публикуемых материалов соответствует общепринятым мировым нормам, в том числе практике стран, имеющих более длительный опыт инфляционного таргетирования. На основе изучения работ по данной теме с оценкой полезности применения отдельных видов коммуникаций в других странах разработаны рекомендации для повышения эффективности как информационной, так и денежно-кредитной политики в целом.
Metrics
Литература
Трунин, П. В., Божечкова, А. В., & Киюцевская, А. М. (2015). О чем говорит мировой опыт инфляционного таргетирования. Деньги и Кредит, 4, 61–67. [Trunin, P.V., Bozhechkova, A.V. & Kiyutsevskaya, A.M. (2015) What does the world experience of inflation targeting say. Russian Journal of Money & Finance, 4, 61–67. (In Russian.).]
Bholat, D., Broughton, N., Parker, A., Ter Meer, J., & Walczak, E. (2018). Enhancing Central Bank Communications with Behavioural Insights. SSRN Electronic Journal, 750. https://doi.org/10.2139/ssrn.3233695
Blinder, A. S., Ehrmann, M., de Haan, J., & Jansen, D.-J. (2022). Central Bank Communication with the General Public: Promise or False Hope? SSRN Electronic Journal, 2694. https://doi.org/10.2139/ssrn.4180010
Coibion, O., Gorodnichenko, Y., Kumar, S., & Pedemonte, M. (2020). Inflation expectations as a policy tool? Journal of International Economics, 124(124), 103–297. https://doi.org/10.1016/j.jinteco.2020.103297
Coibion, O., Gorodnichenko, Y., & Ropele, T. (2020). Inflation Expectations and Firm Decisions: New Causal Evidence. Quarterly Journal of Economics, 135(1), 165–219. https://doi.org/10.1093/qje/qjz029
Dell’Ariccia, G., Rabanal, P., & Sandri, D. (2018). Unconventional monetary policies in the Euro Area, Japan, and the United Kingdom. Journal of Economic Perspectives, 32(4), 147–172. https://doi.org/10.1257/jep.32.4.147
Ehrmann, M., & Fratzscher, M. (2013). Dispersed communication by central bank committees and the predictability of monetary policy decisions. Public Choice, 157(1–2), 223–244. https://doi.org/10.1007/s11127-012-9941-0
Geraats, P. M. (2006). Transparency of monetary policy: Theory and practice. CESifo Economic Studies, 52(1), 111–152. https://doi.org/10.1093/cesifo/ifj004
Haldane, A. G. (2019). An interdisciplinary model for macroeconomics. Revista de Economia Institucional, 21(40), 69–110. https://doi.org/10.18601/01245996.v21n40.03
Hansen, S., McMahon, M., & Tong, M. (2019). The long-run information effect of central bank communication. Journal of Monetary Economics, 108(108), 185–202. https://doi.org/10.1016/j.jmoneco.2019.09.002
Hayo, B., & Neumeier, F. (2020). Public knowledge about and attitudes towards central bank independence in New Zealand. Journal of Banking and Finance, 113((105737)). https://doi.org/10.1016/j.jbankfin.2020.105737
Istrefi, K. (2019). Comment on: Enhancing central bank communications using simple and relatable information. Journal of Monetary Economics, 108(108), 16–20. https://doi.org/10.1016/j.jmoneco.2019.09.001
Jeffery, C., Hinge, D., Hardie, D., & King, R. (2018). Central bank of the year: Bank of Canada. Central Banking. https://search.proquest.com/docview/877619861?accountid=12492%0Ahttps://sfx.mit.edu/sfx_local?url_ver=Z39.88-2004&rft_val_fmt=info:ofi/fmt:kev:mtx:journal&genre=unknown&sid=ProQ:ProQ%3Aabicomplete&atitle=Central+bank+of+the+year%3A+Bank+of+Canada&title=Op
Jost, A. (2017). Is Monetary Policy Too Complex for the Public? Evidence from the UK. Swiss National Bank Working Paper, 2017–15. https://econpapers.repec.org/RePEc:snb:snbwpa:2017-15
Jung, A., & Kuehl, P. (2021). Can central bank communication help to stabilise inflation expectations? Scottish Journal of Political Economy, 68(3), 298–321. https://doi.org/10.1111/sjpe.12276
Kohn, D. (2011). Enhancing financial stability : the role of transparency. Speech at the London School of Economics 6 September 2011.
Korhonen, I., & Newby, E. (2019). Mastering Central Bank Communication Challenges via Twitter. Bank of Finland Economics Review, 7(7), 1–21. https://helda.helsinki.fi/bof/handle/123456789/16534
Kryvtsov, O., & Petersen, L. (2021). Central bank communication that works: Lessons from lab experiments. Journal of Monetary Economics, 117(5), 760–780. https://doi.org/10.1016/j.jmoneco.2020.05.001
Lamla, M. J., & Vinogradov, D. V. (2019). Central bank announcements: Big news for little people? Journal of Monetary Economics, 108(108), 21–38. https://doi.org/10.1016/j.jmoneco.2019.08.014
Levin, A. T. (2014). The design and communication of systematic monetary policy strategies. Journal of Economic Dynamics and Control, 49(49), 52–69. https://doi.org/10.1016/j.jedc.2014.09.004
Lewis, D. J., Makridis, C., & Mertens, K. (2020). Do Monetary Policy Announcements Shift Household Expectations? Federal Reserve Bank of Dallas, Working Papers, 2019(1906). https://doi.org/10.24149/wp1906r1
Munday, T., & Brookes, J. (2021). Mark my Words: The Transmission of Central Bank Communication to the General Public via the Print Media. SSRN Electronic Journal, 944. https://doi.org/10.2139/ssrn.3951544
Nakamura, E., & Steinsson, J. (2018). High-frequency identification of monetary non-neutrality: The information effect. Quarterly Journal of Economics, 133(3), 1283–1330. https://doi.org/10.1093/QJE/QJY004
Stankova, O. I. (2019). Frontiers of Economic Policy Communications. Departmental Papers / Policy Papers, 19(08), 1. https://doi.org/10.5089/9781498311038.087
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.