Ключевые аспекты развития системы среднего профессионального образования региона (на примере Ростовской области)

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, институциональные и воспроизводственные показатели, аппроксимация показателей

Аннотация

Предмет. В современных условиях эффективность развития экономики региона определяется такими социально-экономическими показателями, как повышение производительности труда, рост уровня занятости населения, которые в свою очередь напрямую зависят от состояния системы образования региона. Особое место в образовательной системе региона занимает подсистема среднего профессионального образования, как базовый элемент формирования ключевых региональных компетенций и обеспечения потребностей региональной экономики в квалифицированных профессиональных кадрах. Цели. Определение и структурная систематизация показателей оценки состояния системы среднего профессионального образования региона на основе рассмотрения подходов к её формированию в рамках функционирования информационно-технологической среды данного региона. Обоснование прогноза институциональных и воспроизводственных показателей системы среднего профессионального образования Ростовской области и предложение мероприятий по обеспечению квалифицированными профессиональными кадрами экономики региона. Методы. В процессе достижения поставленных целей использовались методы системного анализа и машинного обучения, теории человеческого капитала. Информационную базу исследования сформировали статистические данные социально-экономических показателей Ростовской области за 2007-2017 гг. по материалам сборника «Регионы России», а также данные Росстата о результатах мониторинга развития информационного общества в Российской Федерации. Результаты. Предложена концепция формирования системы среднего профессионального образования региона с учетом влияния взаимосвязанных факторов информационно-технологической среды. Рассмотрены основные направления развития данной сферы, в том числе в Ростовской области. Проведена структурная систематизация показателей состояния системы среднего профессионального образования региона. Данные показатели сгруппированы в два блока: институциональные и воспроизводственные. На основе статистического анализа и инструментария построения трендов обоснован прогноз данных показателей на примере Ростовской области и предложены мероприятия по обеспечению квалифицированными профессиональными кадрами экономики региона. Выводы. Сделан вывод, что реализация предложенных мероприятий по развитию системы среднего профессионального образования должна способствовать устойчивому социально-экономическому развитию региона, поскольку позволит обеспечить высокотехнологичные производства региона профессиональными кадрами в необходимом количестве и требуемого уровня квалификации.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Галина Сергеевна Сирая, ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики»

Аспирантка кафедры экономики и финансов.

Литература

Avakov, S. YU., & Zimovec, A. V. (2018). Prospects of realization of target programs of development of the region. Sovremennaya Ekonomi-ka: Problemy i Re-sheniya, 7, 92–104. DOI:10.17308/meps.2018.7/1925. (In Russian).

Aivazov, A.E. & Belikov, V.A. (2017) Formation of the integral world-economy system-the future of the international economy. Economic sci-ence of modern Russia. 1 (76), 7-21. (In Russian).

Bolgova, E. V. & Kurnikova, M. V. (2018). Experience of France in the territorial organization of higher education system. Actual Problems of Economics and Law. 12(3). DOI:10.21202/1993-047x.12.2018.3.481–501

Galdavadze, S.A. (2019). The problem of unemployment among gradu-ates of russian universities. State and municipal management scholar notes. 1(4), 262–266. DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-4-262-266

Gitelman, L. D. & Kozhevnikov, M. V. (2018). Paradigm of Managerial Education for a Technological Breakthrough in the Economy. Economy of Region. 14(2), 433–449. DOI:10.17059/2018-2-8

Dezhina, I. G. & Kliuchariov, G. A. (2019). Secondary professional ed-ucation for an innovative economy. Vestnik instituta sotziologii, 28(1), 120–138. DOI: 10.19181/vis.2019.28.1.560

Ermakova, Zh. A. (2019). Training Specialists for the Digital Economy in Orenburg State University. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 28(7), 129–138. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-7-129-138

Kapeliushnikov, R. (2012) Russia’s human capital: what is its value? Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics. (in Russian).

Nikitaeva, A. & Mikhalkina, D. (2020). Development of Human Re-sources in the Digital Environment: Strategic Perspective. Journal of Volgograd State University. Economics. (4), 152–161. (in Russian). DOI: 10.15688/ek.jvolsu.2019.4.15

Parahina, V.N. & Ustaev, R.M. (2018). The impact of the innovative potential of human capital on regional economic development: analytical aspects. Vestnik ekspertnogo soveta. 1-2 (12-13), 107-115. (In Russian).

Preobrazhenskij B.G., Tolstyh T.O. & Shkarupeta, E.V. (2017). Problem aspects of creation of educational guo of process in the context of digital economy. Region: sistemy, ekonomika, upravlenie. 4 (39), 218–226. (In Russian).

Preobrazhenskij, B.G., Tolstyh, T.O. & Shkarupeta, E.V. (2017). The region human development analysis in the conditions of digital transformation. Region: sistemy, ekonomika, upravlenie. 1 (36), 59–66. (In Russian).

Siraya, G. S. (2020) System approach in research and evaluation of edu-cational potential of territory. Vestnik of Astrakhan State Technical Uni-versity. Series: Economics. (1), 108–116. (In Russian). DOI: 10.24143/2073-5537-2020-1-108-116.

Siraya, G. S. (2020). Educational potential of the territory: role in the regional reproduction system. Modernizaciya rossijskogo obshchestva i obrazovaniya: novye ekonomicheskie orientiry, strategii upravleniya, voprosy pravoprimeneniya i podgotovki kadrov. Procedings of All-Russian Scientific Conference, 16-18 April 2020, Taganrog, Russia. ChOU VO TIUiE publ., pp. 217–220. (In Russian).

Billington, N. (1999). The location of foreign direct investment: an em-pirical analysis. Applied Economics, 31(1), 65–76. DOI: 10.1080/00036846.2019.12067087

Birzhak, O., Klochko, E. & Adamenko, A. (2020) Neoindustrial Paradigm of Russian Corporations Integration into the Economy System Under the Conditions of Transition to the Sixth Technological Order. Lecture Notes in Networks and Systems. 111, 619-626. DOI 10.1007/978-3-030-39797-5_59 14.

Blomström, M., Kokko, A. & Zejan, M. (2000). Host Country Competi-tion, Labour Skills, and Technology Transfer by Multinationals. Foreign Direct Investment, 221–231. DOI:10.1057/9780230598614_14

Hamilton, K., & Liu, G. (2013). Human Capital, Tangible Wealth, and the Intangible Capital Residual. Oxford Review of Economic Policy. 30. DOI: 10.1093/oxrep/gru007.

Hanushek, E. A., Piopiunik, M. & Wiederhold, S. (2018). The Value of Smarter Teachers: International Evidence on Teacher Cognitive Skills and Student Performance. Journal of Human Resources. 54, 857-899 DOI: 10.3368/jhr.55.1.0317.8619r1

Wagner, C. G. (2006) The well-being of nations. Futurist. 40 (6), 12. DOI: 10.1787/9789264189515-en

Опубликован
2021-09-24
Раздел
Региональная экономика