Развитие корпоративной социальной ответственности промышленных предприятий Воронежской области - институциональный и организационный аспекты

Ключевые слова: социальная ответственность, стейкхолдеры, социальные программы, нефинансовая (социальная) отчетность, промышленность

Аннотация

Предмет. Текущее десятилетие мировым сообществом признано «десятилетием решительных действий», направленных на активную борьбу с многочисленными социальными и экологическими проблемами. Решение поставленной задачи невозможно без мобилизации усилий бизнеса. В этой связи актуальность приобретает корпоративная социальная ответственность (КСО), а также вопрос интеграции ее принципов в деятельность бизнес-структур. Поскольку промышленный сектор характеризуется наиболее существенным влиянием на окружающую среду и местное сообщество, привлечением значительного числа трудовых ресурсов, особый интерес представляет реализация КСО промышленными предприятиями.
Цель. Анализ и оценка перспектив развития корпоративной социальной ответственности промышленных предприятий Воронежской области.
Методология. Для проведения исследования использовалась количественная стратегия сбора и анализа информации. Эмпирическую базу составили данные анкетного опроса 30 промышленных предприятий Воронежской области.
Результаты. Эмпирическое исследование позволило сформировать общую картину понимания и реализации КСО промышленными предприятиями Воронежской области, в части: состава основных программ и адресатов КСО; используемых в деятельности международных и национальных стандартов КСО и формирования внутренних институтов развития КСО; характера и форм взаимодействия предприятий с государством и некоммерческими организациями, оценки перспектив и барьеров развития КСО.
Выводы. Социальная ответственность непубличных региональных промышленных предприятий остается фрагментарной. Наблюдается разрыв между актуальным содержанием КСО, его пониманием управленческими кадрами предприятий и текущей реализацией социальных программ в практической деятельности. Все действия промышленных предприятий в области КСО являются продолжением их технико-технологических процессов или бизнес-процессов. Внепроизводственной деятельности предприятия уделяют мало внимания. Предприятия не заинтересованы в раскрытии информации о своей деятельности, снижении неблагоприятного воздействия на окружающую среду, участии в жизнеобеспечении территорий присутствия и формировании гражданского общества. Предприятия действуют как закрытые системы, существующие вне общества. В целях развития КСО региональных промышленных предприятий предложен комплекс мер (финансово-экономических, организационных, информационно-просветительских), актуализирующий содержание региональной промышленной политики.

Metrics

PDF views
721
Dec 31 '21Jan 01 '22Jan 04 '22Jan 07 '22Jan 10 '22Jan 13 '22Jan 16 '22Jan 19 '22Jan 22 '22Jan 25 '22Jan 28 '226.0
| |

Биографии авторов

Лариса Михайловна Никитина, Воронежский государственный университет

Д-р. экон. наук, профессор кафедры экономики и управления организациями.

Юлия Алексеевна Перцева, Воронежский государственный университет

Магистрант кафедры  экономики и управления организациями.

Литература

Blagov, Y. E., Kabalina, V. I., Petrova-Savchenko, A. A. & Sobolev, I. S. (2015) [Creating Value for Business and Society: Analysis of the Corporate Social Performance of Social Companies]. Russian Management Journal. 13, 67‒98. (In Russian).

Borzakov, D. V. & Nikitina, L. M. (2019) [Managerial Control of Corporate Social Responsibility: Normative, Informational and Methodological Support]. Voronezh, VSU Publ. (In Russian).

Dolgopyatova, T. G. (2008) Firm-level Empirical Surveys: Total and Practice. The HSE Economic Journal. 2, 239‒271. (In Russian).

Nikitina, L. M. & Borzakov, D. V. (2015) [Corporate Social Responsibility]. Rostov-na-Donu, Feniks Publ. (In Russian).

Nikitina, L. M. (2009) [Corporate Social Responsibility of Voronezh Enterprises in the Context of Global and Russian Trends of Development]. National Interests: Priorities and Security. 23, 50‒60. (In Russian).

Nikitina, L. M. & Rasner, E. I. (2008) [Assessment of Corporate Social Responsibility by the Management of Voronezh Enterprises]. Central Russian Journal of Social Sciences. 4, 115‒122. (In Russian).

Serdobolskaya, I. O. & Mukhamedshina, A. N. (2014) [The Basic Tendencies and Prospects of Development of Corporate Social Responsibility at Large Poultry Enterprises of Russia]. Upravlenets. 6, 10‒17. (In Russian).

Sovetova, N. P., Laptsova, E. S. & Sudakova, N. Y. (2016) The Research Issues of Social Responsibility of Business in the Territory of the Municipality «City of Vologda». Vestnik of Volga State University of Technology. Series: Economics and Management. 2, 5‒25, doi: 10.15350/2306-2800.2016.2.5. (In Russian).

Cheglakova, L. M., Bataeva, B. S. & Melitonyan, O. A. (2018) [Key Features of Social Responsibility and Business Ethics for Small and Medium Enterprises in Russia]. Russian Management Journal. 16, 63‒94, doi: 10.21638/10.21638/11701/spbu18.2018.103. (In Russian).

Aastha, B. & Shazi, S. J. (2019) Corporate Social Responsibility Practices in Small and Medium Enterprises. Polish Journal of Management Studies. 19 (1), 9‒20, doi: 10.17512/pjms.2019.19.1.01.

Bashar, M. A. (2020) Exploring New Ways of Communicating CSR to the Levant Stakeholders: An Empirical Study. Business and Management Research. 9 (2), 25‒48, doi: 10.5430/bmr.v9n2p25.

Fordham, A. E. & Robinson, G. M. (2018) Mapping Meanings of Corporate Social Responsibility – an Australian Case Study. International Journal of Corporate Social Responsibility. 3 (14), 1‒20, doi: 10.1186/s40991-018-0036-1.

Margolis, J. D., Elfenbein, H. A. & Walsh, J. P. (2007) Does it pay to be good? A meta–analysis and redirection of research on the relationship between corporate social and financial performance. Harvard Business School. doi: 10.2139/ssrn.1866371.

Margolis, J. D. & Walsh, J. P. (2003) Misery Loves Companies: Rethinking Social Initiatives by Business. Administrative science quarterly. 48 (2), 268‒305, doi: 10.2307/3556659.

Peloza, J. (2009) The Challenge of Measuring Financial Impacts from Investments in Corporate Social Performance. Journal of Management. 35 (6), 1518‒1541, doi: 10.1177/0149206309335188.

Опубликован
2021-12-31
Как цитировать
Никитина, Л. М., & Перцева, Ю. А. (2021). Развитие корпоративной социальной ответственности промышленных предприятий Воронежской области - институциональный и организационный аспекты. Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление, (4), 3-22. https://doi.org/10.17308/econ.2021.4/3659
Раздел
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>