Суггестивный потенциал речевого жанра (на основе текстов фольклорных заговоров)

  • И. И. Чумак-Жунь Белгородский государственный национальный исследовательский университет
  • С. В. Ковалева Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Ключевые слова: речевое воздействие, лингвопрагматика, речевой акт, эффективность общения, заговор

Аннотация

Статья посвящена изучению текстов такого малоизученного жанра фольклора, как заговор. Цель исследования заключается в выявлении вербальных и невербальных аспектов прагматики заговорного текста, формирующих программу воздействия. Соответственно, исследование проводилось в русле антропоцентрической парадигмы с опорой на направления современной лингвистики – лингвопрагматику и речевое воздействие. В качестве материала используются тексты, напечатанные собирателем Л. Н. Майковым в XIX в. Теоретико-методологическая база исследования сформирована с учетом фундаментальных и актуальных исследований в области прагматики и речевого воздействия (Дж. Остин, И. А. Стернин, Б. Ю. Норман и др.) с применением лингвопрагматического, коммуникативно-функционального, контекстуального, описательного и компонентного методов. Центральные понятия статьи – речевое воздействие, истоки которого берут начало в лингвопрагматике, и эффективность коммуникации как показатель результативности воздействия. В вопросе определения параметров эффективности коммуникации мы пришли к выводу, что основной показатель заложен в прагматике конкретного речевого акта. Сквозь призму таких лингвопрагматических элементов, как локуция, иллокуция, перлокуция, были представлены этапы формирования речевого воздействия в текстах фольклорных заговоров. В результате проведенной работы было выявлено, что некоторые тексты под влиянием религиозной картины мира «теряют» приказное наполнение, меняя тактику воздействия и пропуская некоторые элементы в «локутивном» трио. Исследование уровней теории языкового знака – семантики, синтактики и прагматики – привело к выводу о том, что в заклинаниях именно прагматический компонент обусловливает выбор языковых средств на уровне семантики и синтактики. В параметрах эффективности коммуникации заговорного текста отсутствует компонент эмоционального отклика адресата, поскольку тексты данного жанра подразумевают результативность волеизъявления говорящего, которое не подразумевает дальнейшее коммуникативное взаимодействие.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

И. И. Чумак-Жунь, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка и русской литературы

С. В. Ковалева, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

аспирант кафедры русского языка и русской литературы

Литература

1. SHakurova E. S., Starchikova I. Yu. Nekotorye osobennosti postroeniya rechevogo vozdejstviya [Some features of the construction of speech influence]. In: Prepodavatel' XXI vek. 2019. No. 3-2. Pp. 335–342.
2. Pokrovskaya O. S. Sredstva rechevogo vozdejstviya na styke dvukh kul'tur [Means of speech influence at the junction of two cultures]. In: Filologiya i lingvistika: problemy i perspektivy. CHelyabinsk: Dva komsomol'tsa, 2011. Pp. 45–48.
3. Skomarovskaya А. А. Lingvopragmatika raznykh chastej rechi v reklamnom diskurse [Linguopragmatics of different parts of speech in advertising discourse]. In: Fenomenologiya sovremennykh mediasistem i mediatekstov. Tiraspol': Izd-vo PGU, 2018. Pp. 229–232.
4. Metel'kova L. А., SHipatova O. V. Leksicheskie i foneticheskie sposoby rechevogo vozdejstviya v reklame [Lexical and phonetic ways of speech influence in advertising.]. In: Voprosy obshhego yazykoznaniya i teorii teksta. CHeboksary: Izd-vo CHGPU im. I. YA. YAkovleva, 2018. Pp. 49–52.
5. Sarycheva S. А. Rechevoe vozdejstvie personala turfirmy kak sredstvo privlecheniya klientov [Speech influence of travel agency staff as a means of attracting customers]. In: Teoriya i praktika ehffektivnosti gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya. Kursk: Izd-vo YUZGU, 2019. Pp. 326–329.
6. YAgafarova G. А., Teshebaev I. D., YAgofarova V. R. Rol' kul'tury rechevogo vozdejstviya v obespechenii ehtichnosti delovogo obshheniya [The role of the culture of speech influence in ensuring the ethics of business communication]. In: Pridneprovskij nauchnyj vestnik. 2019. No. 2. Pp. 47–48.
7. Eremkina N. V., Usmanova E. F. Sredstva rechevogo vozdejstviya v professional'noj kommunikatsii [Means of speech influence in professional communication]. In: Kazanskaya nauka. 2020. No. 1. Pp. 100–102.
8. Grigor'ev E. I., Karandeeva L. G. Osobennosti realizatsii rechevogo vozdejstviya v protsesse ustnoj kommunikatsii [Features of the implementation of speech influence in the process of oral communication]. In: Kazanskaya nauka. 2018. No. 4. Pp. 57–63.
9. CHumak-ZHun' I. I., Proskurnina L. V. Osobennosti reprezentatsii pragmaticheskogo potentsiala yazykovoj lichnosti I. I. Lazhechnikova v tekstakh istoricheskikh romanov [Features of the representation of the pragmatic potential of the linguistic personality of I. I. Lazhechnikov in the texts of historical novels]. In: Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo: Filologicheskie nauki. 2018. No. 2. Pp. 160–178.
10. Pimenova А. V. Teoriya SHarlya Balli v svete lingvopragmatiki [Charles Bally's theory in the light of linguopragmatics]. In: Nauchnyj lider. 2022. No. 3 (48). Pp. 57–59.
11. Berezovich E. L., Surikova O. D. O lingvopragmatike russkikh demonicheskikh proklyatij [On the linguopragmatics of Russian demonic curses]. In: SHАGI-STEPS. 2021. No. 2. Pp. 268–287.
12. Sternin I. А. Osnovy rechevogo vozdejstviya [Basics of speech influence]. In: Voronezh: Istoki, 2012. 178 p.
13. Austin J. I. How to do Things with Words: The William James Lectures delivered at Harvard University in 1955. Oxford, Clarendon Press, 1962. 174 p.
14. Norman B. Yu. Lingvisticheskaya pragmatika (na materiale russkogo i slavyanskikh yazykov): kurs lektsij [Linguistic pragmatics (based on the material of Russian and Slavic languages): course of lectures]. Minsk: BGU, 2009. 183 p.
15. Аlefirenko N. F. Problema sootnosheniya rechevogo zhanra i diskursa [The problem of the correlation of speech genre and discourse]. In: Vestnik Ros. un-ta druzhby narodov. 2009. No. 2. Pp. 53–61.
16. Goncharuk E. YU. Аnaliz kommunikatsii po stepeni ee ehffektivnosti [Analysis of communication by the degree of its effectiveness]. In: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. No. 26 (355). Pp. 30–33.
17. Sel'chenok E. K. Suggestivnaya lingvistika kak ehlement kul'turnoj suggestologii [Suggestive linguistics as an element of cultural suggestiology]. In: Yazykovaya lichnost i effektivnaaya kommunikacia v sovremennom politkul'turnom mire. BGU. 2020. Pp. 102–106.
18. SHelestyuk E. V. Rechevoe vozdejstvie: ontologiya i metodologiya issledovaniya: monografiya [Speech influence: ontology and methodology of research: monograph]. M.: FLINTА: Nauka, 2014. 344 p.
19. Grishechko E. G. Opredelenie ponyatiya rechevogo vozdejstviya i vidy ehtogo vozdejstviya [Definition of the concept of speech impact and the types of this impact]. In: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. 2008. No. 4. Pp. 53–59.
20. Majkov L. N. Velikorusskie zaklinaniya [Great Russian spells]. Spb.: tip. Majkova, 1869. 164 р.
21. Dal' V. I. Tolkovyi slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka: v 4t. SPp.: Izd-vo knigoprodavtsa-tipografa M. O. Volfa, 1880–1882. 2716 p.
Опубликован
2022-10-03
Как цитировать
Чумак-Жунь, И. И., & Ковалева, С. В. (2022). Суггестивный потенциал речевого жанра (на основе текстов фольклорных заговоров). Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, (3), 28-36. https://doi.org/10.17308/lic/1680-5755/2022/3/28-36
Раздел
Теория языка