ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ КАК ПЕРЕДАЧА СОЦИОКОГНИТИВНЫХ СТРУКТУР

  • Т. С. Мозоль Московский государственный лингвистический университет
Ключевые слова: интерференция, социокогнитивная структура, социальная когниция, семиотический треугольник, трансфер знаний

Аннотация

Изучение лингвистической интерференции привлекает внимание ученых в течение многих десятилетий, существуют разные взгляды и подходы к изучению данного явления. До настоящего времени интерференция изучалась главным образом с социолингвистической, психолингвистической и лингводидактической точек зрения в контексте проблем билингвизма, заимствований, неологизации, перевода и изучения иностранных языков. Опираясь на последние тенденции развития лингвистики, данное исследование рассматривает лингвистическую интерференцию как социокогнитивное явление, т. е. как процесс трансфера, распространения и трансформации структур знаний, обусловленный переходом из одного социума в другой. Целью данной работы является разработка и построение модели социально обусловленной структуры знаний, которая подвергается передаче и изменению в процессе интерференции. Исходной точкой для построения социокогнитивной модели интерференции является модель «семиотического треугольника» У. Крофта, который выделяет форму, значение и социум, подчеркивая, что отношение «форма – значение» разделяется членами общества и основывается на конвенции. В исследовании показано, что лингвистическая интерференция не представляет собой исключительно механистический процесс обмена знаниями, а предполагает запуск процессов переосмысления реальности, сопровождающийся трансформациями социокогнитивных структур. Социокогнитивные модели, лежащие в основе семантики слов, включают в себя как знания о мире (природном мире и мире артефактов), так и знания о языке, при этом обусловлены спецификой соответствующей лингвокультуры. Следовательно, способ, которым социокогнитивные модели скрепляют между собой форму и значение, определяется точкой зрения (перспективой), задаваемой социальными практиками и общественным устройством. При переходе из одного социума в другой происходит смещение перспективы, которая сопровождается сменой фокуса внимания.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Т. С. Мозоль, Московский государственный лингвистический университет

кандидат педагогических наук (PhD), доцент, заведующая кафедрой восточных языков

Литература

Hamilton D. L., Stroessner S. J. Social Cognition. Understanding People and Events. CA : Sage, 2020. 672 p.

Dictionary of Cognitive Science. Neuroscience, Psychology, Artifi cial Intelligence, Linguistics, and Philosophy / ed. by O. Houdé. NY and Hove : Psychology Press, 2004. 553 p.

Fiske S. T., Taylor S. E. Social Cognition. From Brains to Culture. London : Sage, 2017. 1095 p.

Архипов И. К. Когнитивные структуры знания и средства их выражения в языке // Когнитивные исследования языка. М. : Ин-т языкознания РАН ; Тамбов : Издательский дом ТГУ, 2008. Вып. III. С. 158–168.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М. : Academia-центр, Медиум, 1995. 323 с.

Ирисханова О. К. Социокогнитивная лингвистика : структуры социальных знаний и проблемы их описания // Вопросы когнитивной лингвистики. 2014. № 4 (041). C. 5–17.

Croft W. Toward a Social Cognitive Linguistics // New Directions in Cognitive Linguistics / V. Evans, S. Pourcel (Eds.). Amsterdam/Philadelphia : John Benjamins Publishing Co., 2009. Pр. 395–420.

Pütz M., Robinson J. A., Reif M. The emergence of Cognitive Sociolinguistics : An introduction // Cognitive Sociolinguistics / M. Pütz, J. A. Robinson, M. Reif (Eds.). Amsterdam/Philadelphia : John Benjamins Publishing Co., 2014. Pр. 1–22.

Белов Е. А. Артефакт как структурная единица культуры : дис. ... канд. филол. наук. Тюмень, 2014. 157 с.

Коул М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. М. : Когито-центр, 1997. 431 с.

Красноглазов А. Б. Функционирование артефакта в культурно-семантическом пространстве : дис. ... д-ра филос. наук. М., 1995. 290 с.

Кармин А. С. Основы культурологи : морфология культуры. СПб. : Лань, 1997. 512 с.

Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М. : Прогресс, 1988. 507 с.

Pustejovsky J. Generative Lexicon. Cambridge, Massachusetts : The MIT Press, 1995. 298 p.

Evans V. Semantic representation in LCCM Theory New Directions in Cognitive Linguistics / V. Evans, S. Pourcel (Eds.). Amsterdam/Philadelphia : John Benjamins Publishing Co., 2009. Pр. 27–56.

Talmy L. Toward a Cognitive Semantics Cambridge, MA : MIT Press, 2000. Vol. 1. 1076 p.

Опубликован
2025-05-26
Как цитировать
Мозоль, Т. С. (2025). ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ КАК ПЕРЕДАЧА СОЦИОКОГНИТИВНЫХ СТРУКТУР. Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, (3), 16-24. https://doi.org/10.17308/lic/1680-5755/2025/3/16-24
Раздел
Теоретическая и прикладная лингвистика