Аттрактивные связи маркем в романе В. В. Набокова «Машенька» и их визуализация

  • Ж. В. Грачева Воронежский государственный университет
Ключевые слова: цифровая гуманитаристика, маркемология, индекс текстуальной маркированности, коэффициент констелляции, интегральный маркемный вес, аттрактивные связи маркем, роман В. В. Набокова «Машенька»

Аннотация

В статье рассматривается один из современных методов выявления ключевых слов текста – квантитативный маркемный анализ, произведенный на материале романа В. В. Набокова «Машенька» с помощью полученных в результате применения компьютерной программы (ПроТемАЛ) количественных данных, а также лемматизации слов в автоматическом режиме с помощью программы ADD-2. На основе ИнТема и дистрибутивного анализа выделяются 50 маркем романа В. В. Набокова «Машенька», при этом учитываются контекстуальные значения и ассоциативные коннотации слов. Для проведения маркемно-семантического анализа с помощью программы «Const_2018_v3» выявляется аттрактивность маркем (их способность «притягивать» друг друга в тексте), создается таблица аттрактивных пар, на основе которой строится граф, визуализирующий аттрактивные связи маркем в романе «Машенька» с помощью сортировки маркем в порядке убывания значений КоКона. На основе графа делается вывод о существовании в романе двух смысловых центров: «Прохлада», который ассоциативно отсылает к ощущению «прохладной дымки» происходящего, и «Снег», соотносящегося со временем «снежного» петербургского периода любви и с Россией.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Ж. В. Грачева, Воронежский государственный университет

кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой издательского дела

Литература

1. Kretov A. A. Ponyatie markemy: metodika viyavleniya i praktika ispolzovaniya. [The notion of markeme: methods of determination and practice of use]. In Universals of the Russian literature 2. Collection of articles. Voronezh:
NAUKA-UNIPRESS, 2010. Pр. 138–153.
2. Kretov A. A. Rol sredneij dliny slovoformy v markemnom analize [The role of the average length of the word form in the markeme analysis]. In Universals of Russian literature 3. Voronezh State University. Voronezh : Scientific Book, 2011. Pр. 16–27.
3. Kretov А. А., Gracheva Zh. V. Traditions and Innovations of Markemology in the Research of the Language of Russian Novels by V. V. Nabokov. Proceedings of Voronezh State University. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2020. No. 2. Pp. 114–126.
4. Faustov A. A., Kretov A. A. Ponyatie markemypredvaritelnye itogi markemnogo analiza russkoij literatury [The concept of markeme and preliminary results of the markeme analysis of the Russian literature]. In Proceedings of the Voronezh State University. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2017. No. 4. Pр. 16–31.
5. Faustov A. A. Markemnyij portret A. P. Chehova [Markeme portrait of A. P. Chekhov]. In Proceedings of the Voronezh State University. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2010. No. 1. Pр. 12–16.
6. Faustov A. A. Ot kluchevyh slov k literaturnym universaliyam: neskolko metodicheskih soobrazheniij [From keywords to literary universals: several methodological considerations]. Proceedings of the Voronezh State University. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2009. No. 2. Pр. 7–11.
7. Kretov A. A., Voronina I. E., Popova I. V., Dudkina L. V. Funkcionalnyij podhod k vydeleniu kluchevyh slov: metodika i realizaciya. [A functional approach to the selection of keywords: methodology and implementation]. In Proceedings of the Voronezh State University. Series: System Analysis and Information Technology. 2009. No. 1. Pр. 68–72.
8. Zipf G. K. Human Behavior and the Principle of Least Effort. Cambridge: Addison-Wesley Press, 1949. 573 p.
9. Zipf G. K. The Psycho-Biology of Language an introduction to dynamic philology. Cambridge: Mass. MIT Press, 1965. 336 p.
10. Titov V. T. Chastnaya kvantitativnaya leksikologiya romanskikh yazykov [Individual quantitative lexicology of the Romance languages]. Voronezh: Publishing house of the Voronezh State University, 2004. 552 р.
11. Faustov A. A., Katov M. V., Gosteva A. V. Tvorchestvo A. P. Chehov v svete yavleniya “tekstovoij attrakcii” i kluchevye proizvedeniya russkoij literatury [Chekhov in the in the context of the phenomenon of the “text attraction” and key works of the Russian literature]. In Universals of the Russian literature 2. Voronezh: NAUKA-UNIPRESS, 2010. Pр. 154 –179.
12. Urison E. V. Predchuvstviye [Presentiment] // New explanatory dictionary of the Russian language / by acad. Yu. D. Apresyan. Moscow; Vienna: Languages of Slavic Culture: Vienna Slavic Almanac, 2004. Pр. 830–833.
13. Nabokov V. V. Mashenka [Mashenka]. In Collection of essays: in 4 vol. Vol. 1. Moscow : Pravda, 1990. Рp. 35–115.
14. Grishakova M. The models of space, time and vision in V. Nabokov’s fiction. In Narrative Strategies and Cultura Frames. Tartu Semiotics Library 5. Tartu, 2006. 324 p. URL: URL
15. Nabokov V. V. Enciklopedicheskoye sobraniye sochineniy: tekcti, muzika, illustraciyi [Encyclopedic Collection of Essays]: Texts, Music, Illustrations. Moscow: Adept, 2003.
Опубликован
2020-09-25
Как цитировать
Грачева, Ж. В. (2020). Аттрактивные связи маркем в романе В. В. Набокова «Машенька» и их визуализация. Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, (4), 128-138. https://doi.org/10.17308/lic.2020.4/3088
Раздел
Русистика и славистика