Функциональная неграмотность как следствие утраты доминирующей функции языкового знака в цифровом информационном пространстве

  • В. А. Пищальникова Московский государственный лингвистический университет
Ключевые слова: цифровое коммуникативное пространство, культурный мем, трансформация вербального знака, деструкция познавательных структур, функциональная неграмотность

Аннотация

Автор исследует нейрофизиологические причины функциональной неграмотности, возникающие в связи с формированием специфического семиозиса в цифровой информационной среде. Наряду с использованием естественного языка как средства означивания и анализа действительности в цифровой коммуникации широко используются и целенаправленно распространяются визуальные знаки, редуплицирующие клишированную информацию. Распространение информации путем имитации ее содержания в простых клишированных стандартных формах (культурных мемах) разрушает эволюционно сформированный механизм порождения естественного семиозиса, основанного на вербальном знаке. Таким образом осуществляется постепенное отчуждение смысла от языка. Это означает, что в современной цифровой информационной культуре сформированы все условия для развития функциональной неграмотности населения, поддерживаемые направленностью школьного образования на тестовую проверку знаний, при которой умения и навыки не только не проверяются, но и практически не формируются.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

В. А. Пищальникова, Московский государственный лингвистический университет

профессор кафедры общего и сравнительного языкознания

Литература

1. Pishhal`nikova V. A. SMI kak sreda formirovaniya novy`x kognitivny`x struktur. In: Chelovek v informacionnom prostranstve: ponimanie v kommunikacii». Sb. nauchny`x trudov. T. 1. Yaroslavl`, 2017. Pp. 39–43.
2. Pishhal`nikova V. A. Novy`e kognitivny`e struktury` v cifrovoj informacionnoj srede. In: Vestnik MGLU. Guman-itarny`e nauki. 2018. Vy`p. 13 (807). Pp. 192–202.
3. Pishhal`nikova V. A. «E`ffekt babochki»: transformaciya znaka v massmedia kak kognitivnaya problema. In: Kognitivny`e issledovaniya yazy`ka. Vy`p. XXXV: Vzglyad v budushhee: novy`e perspektivy` kognitivny`x issledovanij yazy`ka: Materialy` Kruglogo stola. Moskovskij gosudarstvenny`j lingvisticheskij universitet. 2 noyabrya 2018 g. Tambov: Derzhavinskij, 2018. Pp. 148–154.
4. Pishhal`nikova V. A. Amabilis insania, ili Transfor-maciya znakoobrazovaniya v mass-media. In: Filosofi cheskie pis`ma. Russko-evropejskij dialog. 2019. Tom 2, No. 2. Pp. 124–130.
5. Markov A. V. E`volyuciya cheloveka II. Obez`yany`, nejrony` i dusha. M.: AST: Corpus, 2013. 512 p.
6. Gavrilets S., Vose A. The dynamics of Machiavellian intelligence. In: Proc. Nat. Acad. Sci. USA. 2006. Vol. 103. Pp. 16823–16928.
7. Soldatova G. U., Rasskazova E. I., Nestik T. A. Cifrovoe pokolenie Rossii: kompetentnost` i bezopasnost`. M.: Smy`sl, 2018. 375 p.
8. Sparrow V. , Liu J., Wegner D. M. Google effects on memory: Cognitive consequences of having information at our fingertips. In: Science. 2011. Vol. 333, No. 6043. Pp. 776–778.
9. Fisher M., Goddu M. R., Keil F. S. Searching for Explanations: How the Internet Infl ates Estimates of Internal Knowledge. In: Journal of Experimental Psychology. 2015. Vol. 144, No. 3. Pp. 674–687.
10. Mills K. L. Possible effects of Internet use on cognitive development in adolescence. In: Media and Communication. 2016. Vol. 4, No. 3. Pp. 4–12.
11. Karr N. Pusty`shka: chto Internet delaet s nashimi mozgami. SPB.: BestBusinessBooks, 2012. 253 p.
12. Girenok F. I. Metafi zika pata (kosnoyazy`chie us-tavshego cheloveka). M.: Labirint, 1995. 200 p.
13. Sokologorskaya D. Funkcional`naya negramotnost`. URL
14. Schleicher A., Ramos G. Global competency for an inclusive world. In: OECD, URL
15. Bershadskaya M. Funkcional`naya gramotnost` shkol`nikov i problemy` vy`sshej shkoly`. In: Otechestven-ny`e zapiski: zhurnal dlya medlennogo chteniya. 2012. № 4 (49). URL
16. Zhukova T. D. Funkcional`naya negramotnost` – bich XXI veka? URL
17. Chudinova V. P. Detskoe chtenie. Negativny`e pos-ledstviya razvitiya mediasredy`. In: Deti i kul`tura. M.: KomKniga, 2007. Pp. 131–164.
18. Podol`skij O. Gramotny`e lyudi v Rossii chashhe ostayutsya bez raboty`. URL
19. Buneev R. N. Ponyatie funkcional`noj gramotnosti. In: Obrazovatel`naya sistema «Shkola 2100». Pedagogika zdravogo smy`sla. M.: Balass, izd. Dom RAO, 2003. Pp. 34–36.
20. Myagkova E. Yu. Gde zhivet bury`j bely`j medve-zhonok, ili Chtenie i problemy` ponimaniya teksta. In: Vestnik Tverskogo gos. un-ta. Seriya: Filologiya. 2017. No. 4. Pp. 145–151.
21. Axutina T. V. Model` porozhdeniya rechi Leont`eva – Ryabovoj: 1967–2005. In: Vopros psixolingvistiki. 2007. No. 6. Pp. 13–27.
22. Stepy`kin N. I. Associativnoe pole vezhlivy`j: dinamika psixologicheski aktual`nogo soderzhaniya v leksikone individa. In: Science for Education Today. 2020. T. 10, No. 2. Pp. 151–166.
Опубликован
2021-06-01
Как цитировать
Пищальникова, В. А. (2021). Функциональная неграмотность как следствие утраты доминирующей функции языкового знака в цифровом информационном пространстве. Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, (2). https://doi.org/10.17308/lic.2021.2/3413
Раздел
Теория языка