Символические концепты сын и son в русской и английской лингвокультурах
Аннотация
Цель статьи – сопоставить символические признаки концептов сын и son в русской и английской лингвокультурах. Решение следующих задач позволит достичь поставленную цель: 1) определить статус сравниваемых концептов; 2) описать и сравнить символические признаки концептов сын и son в русской и английской лингвокультурах. Актуальность проводимого исследования состоит в первом опыте комплексного анализа мотивирующих признаков и сопоставления с этих позиций символических концептов – сын и son – в двух лингвокультурах. Научная новизна работы заключается в выделении среди мотивирующих у данных концептов символических признаков, описании способов их объективации в двух языках. Общим символическим признаком концептов сын и son является мотивирующий признак ‘плод’. Этот признак восходит к древнему символу Древа Мирового. Посредством этого признака происходит двухкомпонентная реализация его образа: 1) сын – как плод (плодоносящего) дерева семьи и 2) сын как плодоносное дерево или ветвь этого дерева. Через этот сложный образ воссоздается символ плода, несущего в себе семена будущего. Синкретизм восприятия этого символа позволяет выразить идею продолжения рода, воспроизводящего себя из поколения в поколение. У русского концепта сын среди мотивирующих есть еще два символических – ‘(вторая) ипостась Троицы’, ‘духовный сын’, – относящихся к религиозной сфере христианства (православия). В структуре концепта son эти признаки не отмечены, этимологические словари английского языка их не указывают. Наличие символических признаков среди первопризнаков (т. е. мотивирующих признаков) позволяет отнести концепты сын и son к разряду символических.
Скачивания
Литература
2. Kolesov V. V. Koncept kul'tury: obraz – ponyatie – simvol [The concept of culture: image – concept – symbol]. In: Vestnik Sankt–Peterburgskogo universiteta [Bulletin of St. Petersburg University]. 1992. Series 2, Iss. 3, No. 16. Pp. 30–40.
3. Pimenova M. V. Simvolicheskie koncepty kak chast' konceptual'noj sistemy (na primere koncepta tvorchestvo) [Symbolic concepts as part of the conceptual system (for example, the concept of creativity)]. In: Kognitivnaya lingvistika: novye paradigmy i novye resheniya [Cognitive linguistics: new paradigms and new solutions] / ed. M. V. Pimenova. Moscow, 2011. Pp. 65–83. (Series "Conceptual studies". Issue 15.)
4. Pimenova M. V. K voprosu o komponentah konceptual'nyh struktur (na primere koncepta SYN) [On the issue of the components of conceptual structures (on the example of the concept of SON)]. In: Lingvistika XXI veka: tradicii i innovacii [Linguistics of the XXI century: traditions and innovations]. St. Petersburg, 2019. Pp. 42–52. (Series "Conceptual studies". Issue 23.)
5. Gimasheva G.M. Lingvokul'turnyj analiz konceptov “otec” (“Ata”) i “Syn” (“Ul”) v sovremennom bashkirskom yazykoznanii (na materiale proizvedeniya “Salavat” Mustaya Karima) [Linguocultural analysis of the concepts “father” (“Ata”) and “Son” (“Ul”) in modern Bashkir linguistics (based on the work “Salavat” by Mustai Karim)]. In: Aktual'nye problemy filologii i pedagogicheskoj lingvistiki [Actual problems of philology and pedagogical linguistics]. 2018. No. 4 (32). Pp. 62–65.
6. Dugarov B. S. Koncept syna neba i proobraz Gesera [Concept of the son of heaven and the prototype of Geser]. In: Vestnik NGU. Seriya: Istoriya, filologiya [Vestnik NSU. Series: History, Philology]. 2010. Vol. 9, Iss. 4: Oriental Studies. Pp. 122–126.
7. Kasymova A. A. Motiviruyushchie priznaki koncepta syn [Motivating signs of the concept son]. In: Lingvokul'turologiya, filosofiya i konceptual'nye issledovaniya v aspekte perevoda [Linguoculturology, philosophy and conceptual studies in the aspect of translation]. St. Petersburg, 2021. Pp. 73–80. (Series “Conceptual and lingual worlds”. Issue 19.)
8. Pimenova M. V. Koncept nadezhda v russkoj yazykovoj kartine mira [The concept of hope in the Russian language picture of the world]. In: Chelovek i ego yazyk [Man and his language]. Kemerovo, 2003. Pp. 47–67. (Series "Philological Collection". Issue 4.)
9. Kolesov V. V. «Pervosmysl» koncepta ["Primal meaning" of the concept]. In: Vestnik Sankt–Peterburgskogo universiteta. Yazyk i literature [Bulletin of St. Petersburg University. Language and Literature]. 2018. Vol. 15, Iss. 3. Pp. 438–452. Available at: DOI
10. Pimenova M. V. Koncept serdce: obraz, ponyatie, simvol [Heart concept: image, concept, symbol]. Kemerovo, 2007. 500 p. (Series "Conceptual studies". Issue 9.)
11. Trubachev O. N. Istoriya slavyanskih terminov rodstva i nekotoryh drevnejshih terminov obshchestvennogo stroya [History of Slavic terms of kinship and some of the most ancient terms of the social system]. Moscow: AN SSSR, 1959. P. 48.
12. Golovanivskaya M. K. Mental'nost' v zerkale yazyka. Nekotorye bazovye mirovozzrencheskie koncepty francuzov i russkih [Mentality in the mirror of language. Some basic ideological concepts of the French and the Russians]. Moscow, 2009. 376 p. (Language. Semiotics. Culture.)