Сентимент корпоративных эмитентов в объяснении различий в доходностях акций на российском рынке
Аннотация
Предмет. Развитие поведенческого подхода в анализе решений экономических субъектов сформировало мощный импульс исследовательского интереса к сентименту фондового рынка. Сентимент представляет собой субъективное мнение участников рынка относительно будущего движения цены финансового актива или фондового рынка в целом в будущем.
Цель. Исследование влияния сентимента корпоративных эмитентов на различия в избыточных доходностях акций.
Методология. Сентимент корпоративных эмитентов исследовался по тональностям текстовой информации, раскрываемой эмитентами в годовых отчетах. Идентификации тональностей осуществлялась с помощью машинного обучения на основе искусственной нейронной сети. Выборочная совокупность охватывает период с 2012 по 2022 гг. и включает (1) полные тексты годовых отчетов публичных акционерных обществ, обыкновенные акции которых обращаются на Московской бирже, (2) данные о результатах биржевых торгов этими акциями, а также (3) значения бескупонной доходности по краткосрочным облигациям Федерального займа.
Результаты. Получены свидетельства, что сентимент корпоративных эмитентов, идентифицируемый на основе чистых и смешанных тональностей текстовой информации в годовых отчетах, нацелен на формирование ожиданий инвесторов и в большей степени объясняет динамику акций, наблюдаемую в период после публикации годовых отчетов, а не в отчетный период. Исследование корпоративного сентимента на российском рынке проводилось впервые.
Выводы. Сентимент корпоративных эмитентов предоставляет дополнительную информацию, объясняющую различия в доходностях акций на российском рынке, и может использоваться для формирования портфеля, имитирующего фактор систематического риска в моделях рыночного ценообразования.
Metrics
Литература
Amihud, Y. & Mendelson, H. (1986). Asset pricing and the bid-ask spread. Journal of Financial Economics, 17(2), 223-249.
Asness, C. S., Moskowitz, T. J., Pedersen, L. H. (2012). Value and Momentum Everywhere. Chicago Booth Research Paper, no. 12-53, Fama-Miller Working Paper. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2174501
Baker, M., & Wurgler, J. (2006). Investor sentiment and the cross-section of stock returns. The Journal of Finance, 61(4), 1645-1680.
Banz, R. (1981). The relationship between return and market value of common stocks. Journal of Financial Economics, 9(1), 3-18.
Barberis, N., Shleifer, A., & Vishny, R. (1998). A model of investor sentiment. Journal of Financial Economics, 49(3), 307–343.
Basu, S. (1977). Investment performance of common stocks in relation to their price-earnings ratios: a test of the efficient market hypothesis. The Journal of Finance, 32(3), 663-682.
Bian, S., Jia, D., Li, R., Sun, W., Yan, Z., & Zheng, Y. (2021). Can management tone predict IPO performance? – Evidence from mandatory online roadshows in China. Pacific-Basin Finance Journal, 68(1), 101588. https://doi.org/10.1016/j.pacfin.2021.101588
Bollen, J., Mao, H. & Zeng, X. (2011). Twitter mood predicts the stock market. Journal of Computational Science, 2(1), 1-8.
Broadstock, D. C. & Zhang, D. (2019). Social-media and intraday stock returns: the pricing power of sentiment. Finance Research Letters, 30, 116-123. https://doi.org/10.1016/j.frl.2019.03.030
Chen, H., De, P., Hu, Y., & Hwang, B.-H. (2014). Wisdom of crowds: the value of stock opinions transmitted through social media. Review of Financial Studies, 27(5), 1367-1403. https://doi.org/10.1093/rfs/hhu001
Chen, S., Liu, T., Peng, Q., & Zhao, Y. (2021). Manager Sentiment Bias and Stock Returns: Evidence from China. Emerging Markets Finance and Trade, 58(3), 823–836. Recuperado de https://doi.org/10.1080/1540496x.2021.1918543
Chopra, N., Lakonishok, J. & Ritter, J. R. (1992). Measuring abnormal performance: Do stocks overreact? Journal of Financial Economics, 31(2), 235-268.
Chouliaras, A. (2015). The Pessimism Factor: SEC EDGAR Form 10-K Textual Analysis and Stock Returns. SSRN. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2627037
Cohen, L., Malloy, C., & Nguyen, Q. (2020). Lazy Prices. The Journal of Finance, 75(3), 1371-1415. https://doi.org/10.1111/jofi.12885
De Bondt, W. F. M. & Thaler, R. H. (1985) Does the Stock Market Overreact? Journal of Finance, 40 (3), 793-805.
de Carvalho, R. S., da Fonseca Tonin, J. M. & Sanches, S. L. R. (2023). Stock Return Predictability based on Textual Sentiment Analysis: a review. Journal of Education and Research in Accounting, 17(2), 140-160. http://dx.doi.org/10.17524/repec.v17i2.3111
Demers, E. & Vega, C. (2009). Soft Information in Earnings Announcements: News or Noise? 2009 Meeting Papers, 80, Society for Economic Dynamics.
Fama, E. F. (1970). Efficient capital markets: a review of theory and empirical work. The Journal of Finance, 25(2), 383-417. https://doi.org/10.1111/j.1540-6261.1970.tb00518.x
Fama, E. F., & French, K. R. (1988). Permanent and temporary components of stock prices. Journal of Political Economy, 96(2), 246-273.
Fama, E. F., & French, K. R. (2015). A five-factor asset pricing model. Journal of Financial Economics, 116(1), 1-22. https://doi.org/10.1016/j.jfineco.2014.10.01
Hadi, S. K., & Ahmed, Sh. (2021). Investor Sentiment Effect On Stock Returns In Saudi Arabia Stock Market. Palarch’s Journal Of Archaeology Of Egypt/Egyptology, 18(13), 1096-1103.
Jegadeesh N., Wu D. (2013). Word power: A new approach for content analysis. Journal of Financial Economics, 110 (3), 712–729.
Jegadeesh, N. & Titman, S. (1993). Returns to buying winners and selling losers: Implications for stock market efficiency. The Journal of Finance, 48(1), 65-91.
Jegadeesh, N. & Titman, S. (2001). The turn-of-the-month effect still lives: The international evidence. International Review of Financial Analysis, 12(2), 207-221.
Kahneman, D. & Tversky, A. (1979). Prospect Theory: An Analysis of Decision under Risk. Econometrica, 47(2), 263-292. https://doi.org/10.2307/1914185
Li, H.-Q., Yang, Y., Xue, F.-W. & Liu, Z.-Y. (2024). Annual report readability and trade credit financing: Evidence from China. Research in International Business and Finance, 69.
Lin, X., Zhu, H. & Meng, Y. (2023). ESG greenwashing and equity mispricing: Evidence from China. Finance Research Letters, 58.
Liu, C., Wang F.-F., & Xue, W. (2023). The annual report tone and return Comovement – Evidence from China's stock market. International Review of Financial Analysis, 88, 102610. https://doi.org/10.1016/j.irfa.2023.102610
Loughran, T. & McDonald, B. (2020). Textual Analysis in Finance. Annual Review of Financial Economics, 12(1), 357-375. https://doi.org/10.1146/annurev-financial-012820-032249
Loughran, T., & McDonald, B. (2020). Textual Analysis in Finance. Annual Review of Financial Economics, 12(1), 357-375. https://doi.org/10.1146/annurev-financial-012820-032249
Miller, M. H. & Scholes, M. S. (1982). Dividends and Taxes: Some Empirical Evidence. Journal of Political Economy, 90, 1118-1141.
Naas, S. E., Bendob, A., & Bensania, A. (2021). Towards construction of an investor sentiment index in the Arab stock markets. An-Najah University Journal for Research – B (Humanities), 35 (4), 5.
Pagolu, V. S., Reddy, K. N., Panda, G. & Majhi, B. (2016). Sentiment analysis of Twitter data for predicting stock market movements. 2016 International Conference on Signal Processing, Communication, Power and Embedded System, 1345-1350.
Renault, T. (2017). Intraday online investor sentiment and return patterns in the U.S. stock market. Journal of Banking and Finance, 84, 25-40.
Rojo-Suárez, J. & Alonso-Conde, B. (2024). Have shifts in investor tastes led the market portfolio to capture ESG preferences? International Review of Financial Analysis, 91, 103019.
Shiller, R. J. (2000). Irrational Exuberance. New Jersey, Princeton University Press.
Sprenger, T., Tumasjan, A., Sandner, P. & Welpe, I. (2014). Tweets and Trades: The Information Content of Stock Microblogs. European Financial Management, 20(5), 926-957. https://doi.org/10.1111/j.1468-036X.2013.12007.x
Stattman, D. (1980). Book Values and Stock Returns. The Chicago MBA: A Journal of Selected Papers, 4, 25-45.
Tetlock, P. C. (2007). Giving content to investor sentiment: The role of media in the stock market. The Journal of Finance, LXII (3), 1139-1168.
Wang, W., Su, C., & Duxbury, D. (2021) Investor sentiment and stock returns: Global evidence. Journal of Empirical Finance, 63, 365-391.
Zhang, T., Yuan, Y., & Wu, X. (2020). Is microblogging data reflected in stock market volatility? Evidence from Sina Weibo. Finance Research Letters, 32, 101173.
Zhao, W., Zhang, W., Xiong, X., & Zou, G. (2019). Share pledges, tone of earnings communication conferences, and market reaction: evidence from China. Accounting & Finance, 59(5), 2817-2853. https://doi.org/10.1111/acfi.12585
Абрамов, A. E., Радыгин, А. Д., & Чернова, М. И. (2019). Модели ценообразования акций российских компаний и их практическое применение. Вопросы экономики, (3), 48–76. [Abramov, A. E., Radygin, A. D., & Chernova M. I. (2019). Pricing models of shares of Russian companies and their practical application. Voprosy Ekonomiki, 2019, (3), 48-76. (In Russian).]. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-3-48-76
Коротких, В. В. (2022). Сравнительный статистический анализ структуры премии за риск на фондовых рынках разных стран. Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление, (2), 83-98. [Korotkikh, V. V. (2022). Term structure of risk factor premiums: evidence from international equity markets. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management, (2), 83-98. (In Russian).]. https://doi.org/10.17308/econ.2022.2/8989
Коротких, В. В. (2024). Статистический анализ устойчивых фундаментальных аномалий в ценообразовании акций на российском рынке. Экономический анализ: теория и практика. 23 (1), 91-112. [Korotkikh, V.V. (2024). Statistical analysis of stable fundamental anomalies in stock pricing on the Russian market. Economic Analysis: Theory and Practice, 23 (1), 91-112. (In Russian).].
Теплова, Т. В., Соколова, Т. В., Томтосов, А. Ф., Бучко, Д. В., & Никулин, Д. Д. (2022). Сентимент частных инвесторов в объяснении различий в биржевых характеристиках акций российского рынка. Журнал Новой экономической ассоциации, 1(53), 53–84. [Teplova, T. V., Sokolova, T. V., Tomtosov, A. F., Buchko, D. V. & Nikulin, D. D. (2022). The sentiment of private investors in explaining the differences in the trade characteristics of the Russian market stocks. Journal of the New Economic Association, 1 (53), 53-84. (In Russian).].
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.