Совершенствование методического обеспечения подготовки нефинансовой отчетности в области комплаенс-менеджмента
Аннотация
Предмет. Нефинансовая отчетность в области комплаенс-менеджмента способна доказать регуляторам, инвесторам и другим заинтересованным сторонам, что корпоративная комплаенс-система является реально функционирующей, соответствующей характеру и масштабу деятельности компании и эффективной. В условиях высокой степени многообразия методологических подходов по раскрытию нефинансовой информации одной из важнейших проблем остается отсутствие специализированных стандартов отчетности в области комплаенса.
Цель. Разработка методического подхода к подготовке нефинансовой отчетности в области комплаенс-менеджмента.
Методология. Основные выводы исследования базируются на общенаучных методах познания – анализе и синтезе, сравнении, дедукции и индукции.
Выводы. Предложен методический подход к разработке нефинансовой отчетности в области комплаенс-менеджмента, включающий: принципы, определяющие содержание и качество отчета; формы подготовки отчетности в зависимости от охвата и структуры раскрываемой информации, степени ее стандартизации и назначения; базовый состав элементов и показателей отчетности, которые классифицированы по функциям процесса управления соответствием (предотвращение – выявление – реагирование) и согласованы с актуальными версиями GRI Standards. С использованием методического подхода проанализировано качество раскрытия информации в области комплаенса в публичной отчетности российских компаний, занимающих лидирующие позиции в профильных рейтингах и конкурсах. Полученные результаты свидетельствуют о том, что отечественные компании стремятся ежегодно улучшать качество отчетных процессов в соответствии с требованиями международных стандартов. Тем не менее, в настоящее время отчетность в области комплаенс-менеджмента находится на начальной стадии развития.
Metrics
Литература
Batayeva, B.S. & Cherepanova, V.A. (2017) Compliance as a Means of Improving Corporate Governance in Russian Companies and Its Development Pro-spects. Economics, Taxes & Law. 5, 30–36. (In Russian).
Borzakov, D. V. & Demidenko, I. V. (2020) Implementation of compli-ance management functions in pharmacy organizations. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. 1, 32–39. (In Russian). DOI: 10.17308/econ.2020.1/2751.
Borzakov, D.V. (2015) Institutionalization of corporate non-financial re-porting in Russia and abroad. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. 3. 58–66. (In Russian).
Korsakova, M. V. (2021) Compliance management non-financial disclo-sure standards. Change Management in Socio & Economic Systems: Proceedings XX International Conference. In: Yu.I. Treschevsky, L.M. Nikitina (ed.). July 3, 2021, Voronezh, Istoki. pp. 184–191. (In Russian)
Nikitina, L. M. & Pertseva, Y. A. (2021) Development of the corporate social responsibility of industrial enterprises in the Voronezh Region: institutional and organisational aspects. Proceedings of Voronezh State University. Series: Eco-nomics and Management. (4), 3–22. (In Russian). DOI: 10.17308/econ.2021.4/3659
Treshchevskiy, Yu. I. & Nikitina, L. M. (2011) Management report in the system of control of corporate social responsibility. Modern economics: problems and solutions. 8 (20), 51–64. (In Russian).
Fedyushina, O. V. (2021) Antimonopoly compliance: foreign experience and Russian practice. Modern economics: problems and solutions. 12 (144), 84–92. (In Russian). DOI: 10.17308/meps.2021.12/2733.
Feoktistova, E. N. (2019) [Non-financial reporting in Russia and the world: sustainable development goals in focus]. Moscow, RUIE (In Russian)
Feoktistova, E. N. (2017) [Responsible business practices in the mirror of reporting: present and future]. Moscow, RUIE (In Russian)
Cherepanova, V. A. (2019) Compliance program organization. Moscow, INFRA-M publ. DOI: 10.12737/textbook_5ba3bb33842875.14064221. (In Russian)
Bîltac, O. (2019) Company's Social Performance Reporting Based on Inter-national Standards: A Comparative Analysis Across Central and Eastern Eu-rope. European Research Studies Journal. 3(22). 149-167.
Bosetti, L. (2018) Web-based integrated CSR reporting: An empirical analy-sis. Symphonya. Emerging Issues in Management. 1, 18-38.
Iredele, O. O. (2019) Examining the association between quality of integrated reports and corporate characteristics. Heliyon. 7(5), e01932.
Kanapuhin, P. A., Nikitina, L. M. & Borzakov, D. V. (2021) The System of Compliance Management of Corporate Social Responsibility. In: Popkova, E. G. & Sergi, B. S. (eds.) Economic Issues of Social Entrepreneurship. Springer Na-ture, Switzerland AG, pp. 299–311. DOI: 10.1007/978-3-030-77291-8_28.
Kaplan, R. S. & Ramanna, K. Accounting for Climate Change. Harvard Business Review. November–December 2021, 120–131.
Mulya H., Prabowo Н. (2018) The Impact of Sustainability Reports toward the Firm Value. European Research Studies Journal. 4(21), 637- 647.
Nikitina, L. (2012) Assessment and self-assessment of corporate social re-sponsibility: problems and decisions. Journal of Engineering Management And Competitiveness. 3(1), 11–16. DOI: 10.5937/jemc1301011N
Nikitina, L. (2011) Development of institutional control of corporate social responsibility in the regions of Russia. I International Symposium Engineering Management And Competitiveness, 24-25 June 2011, Zrenjanin, Serbia, University of Novi Sad, pp. 265–270.
Pucker, K. P. Overselling Sustainability Reporting. Harvard Business Review. May–June 2021, 134–143.
Copyright (c) 2022 Борзаков Д.В., Корсакова М.В.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.