Совершенствование методического обеспечения подготовки нефинансовой отчетности в области комплаенс-менеджмента
Аннотация
Предмет. Нефинансовая отчетность в области комплаенс-менеджмента способна доказать регуляторам, инвесторам и другим заинтересованным сторонам, что корпоративная комплаенс-система является реально функционирующей, соответствующей характеру и масштабу деятельности компании и эффективной. В условиях высокой степени многообразия методологических подходов по раскрытию нефинансовой информации одной из важнейших проблем остается отсутствие специализированных стандартов отчетности в области комплаенса.
Цель. Разработка методического подхода к подготовке нефинансовой отчетности в области комплаенс-менеджмента.
Методология. Основные выводы исследования базируются на общенаучных методах познания – анализе и синтезе, сравнении, дедукции и индукции.
Выводы. Предложен методический подход к разработке нефинансовой отчетности в области комплаенс-менеджмента, включающий: принципы, определяющие содержание и качество отчета; формы подготовки отчетности в зависимости от охвата и структуры раскрываемой информации, степени ее стандартизации и назначения; базовый состав элементов и показателей отчетности, которые классифицированы по функциям процесса управления соответствием (предотвращение – выявление – реагирование) и согласованы с актуальными версиями GRI Standards. С использованием методического подхода проанализировано качество раскрытия информации в области комплаенса в публичной отчетности российских компаний, занимающих лидирующие позиции в профильных рейтингах и конкурсах. Полученные результаты свидетельствуют о том, что отечественные компании стремятся ежегодно улучшать качество отчетных процессов в соответствии с требованиями международных стандартов. Тем не менее, в настоящее время отчетность в области комплаенс-менеджмента находится на начальной стадии развития.
Metrics
Литература
Batayeva, B.S. & Cherepanova, V.A. (2017) Compliance as a Means of Improving Corporate Governance in Russian Companies and Its Development Pro-spects. Economics, Taxes & Law. 5, 30–36. (In Russian).
Borzakov, D. V. & Demidenko, I. V. (2020) Implementation of compli-ance management functions in pharmacy organizations. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. 1, 32–39. (In Russian). DOI: 10.17308/econ.2020.1/2751.
Borzakov, D.V. (2015) Institutionalization of corporate non-financial re-porting in Russia and abroad. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. 3. 58–66. (In Russian).
Korsakova, M. V. (2021) Compliance management non-financial disclo-sure standards. Change Management in Socio & Economic Systems: Proceedings XX International Conference. In: Yu.I. Treschevsky, L.M. Nikitina (ed.). July 3, 2021, Voronezh, Istoki. pp. 184–191. (In Russian)
Nikitina, L. M. & Pertseva, Y. A. (2021) Development of the corporate social responsibility of industrial enterprises in the Voronezh Region: institutional and organisational aspects. Proceedings of Voronezh State University. Series: Eco-nomics and Management. (4), 3–22. (In Russian). DOI: 10.17308/econ.2021.4/3659
Treshchevskiy, Yu. I. & Nikitina, L. M. (2011) Management report in the system of control of corporate social responsibility. Modern economics: problems and solutions. 8 (20), 51–64. (In Russian).
Fedyushina, O. V. (2021) Antimonopoly compliance: foreign experience and Russian practice. Modern economics: problems and solutions. 12 (144), 84–92. (In Russian). DOI: 10.17308/meps.2021.12/2733.
Feoktistova, E. N. (2019) [Non-financial reporting in Russia and the world: sustainable development goals in focus]. Moscow, RUIE (In Russian)
Feoktistova, E. N. (2017) [Responsible business practices in the mirror of reporting: present and future]. Moscow, RUIE (In Russian)
Cherepanova, V. A. (2019) Compliance program organization. Moscow, INFRA-M publ. DOI: 10.12737/textbook_5ba3bb33842875.14064221. (In Russian)
Bîltac, O. (2019) Company's Social Performance Reporting Based on Inter-national Standards: A Comparative Analysis Across Central and Eastern Eu-rope. European Research Studies Journal. 3(22). 149-167.
Bosetti, L. (2018) Web-based integrated CSR reporting: An empirical analy-sis. Symphonya. Emerging Issues in Management. 1, 18-38.
Iredele, O. O. (2019) Examining the association between quality of integrated reports and corporate characteristics. Heliyon. 7(5), e01932.
Kanapuhin, P. A., Nikitina, L. M. & Borzakov, D. V. (2021) The System of Compliance Management of Corporate Social Responsibility. In: Popkova, E. G. & Sergi, B. S. (eds.) Economic Issues of Social Entrepreneurship. Springer Na-ture, Switzerland AG, pp. 299–311. DOI: 10.1007/978-3-030-77291-8_28.
Kaplan, R. S. & Ramanna, K. Accounting for Climate Change. Harvard Business Review. November–December 2021, 120–131.
Mulya H., Prabowo Н. (2018) The Impact of Sustainability Reports toward the Firm Value. European Research Studies Journal. 4(21), 637- 647.
Nikitina, L. (2012) Assessment and self-assessment of corporate social re-sponsibility: problems and decisions. Journal of Engineering Management And Competitiveness. 3(1), 11–16. DOI: 10.5937/jemc1301011N
Nikitina, L. (2011) Development of institutional control of corporate social responsibility in the regions of Russia. I International Symposium Engineering Management And Competitiveness, 24-25 June 2011, Zrenjanin, Serbia, University of Novi Sad, pp. 265–270.
Pucker, K. P. Overselling Sustainability Reporting. Harvard Business Review. May–June 2021, 134–143.
Copyright (c) 2022 Борзаков Д.В., Корсакова М.В.
![Лицензия Creative Commons](http://i.creativecommons.org/l/by/4.0/88x31.png)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.