Репрезентация концепта «пространство» в эргонимическом пространстве Кубани
Аннотация
В статье рассматривается эргонимическое пространство Краснодарского края с позиции когнитивного подхода, а именно репрезентация концепта «пространство». Когнитивный анализ эргонимов был реализован через дефиницию функций эргонимов Краснодарского края. В основу интерпретации онимов были положены четыре основных уровня доминирования функции эргонима с прагматической точки зрения. Первый уровень – информативные наименования без коннотативной окраски; второй уровень – информативные наименования, но с прагматической направленностью; третий уровень включает эргонимы с нулевой информативностью, выполняющие только прагматическую функцию; на четвертом уровне – семантически имплицитные, с полным отсутствием информативности, прагматики и коннотативности. Эргонимическое разнообразие рассмотрено с позиции микроконцептосфер «мир», «человек», соответственно, информация базируется на знаниях «от человека» и «о человеке». Анализируемый концепт «Пространство» формируется при анализе информации «от человека», а именно микроконцептосферы «Мир». В результате анализа концепта «пространство» выявлены следующие классификационные признаки: информативная (прямая) локативность (характеризуются пространственные характеристики объекта; значение локативности формируется через описательную характеристику места объекта, репрезентируемую посредством использования лексем с пространственными признаками); коннотативная (опосредованная) локативность (эргоним имеет опосредованное отношение к пространственной локативности, так как не содержит информации о месте расположения объекта); метонимическая (информационно-коннотативная) локативность (в эргонимах есть указание на деятельность или предлагаемые товары, но не на место расположения объекта); евроцетричность (данный признак характеризует эргонимы, имеющие компонент «евро»; отношение подобных эргонимов к концепту «Пространство» мотивируется с точки зрения экономического пространства). Делается вывод о том, что когнитивное изучение эргонимического пространства способствует не только формированию когнитивной основы языковой личности в процессе ее становления, но и поиску способов репрезентации ономастических знаний о национальной и территориальной особенностях языка. Кроме того, эргонимическое разнообразие позволяет концептуализировать онимическое пространство с позиции микроконцептосфер: мир, человек, – которые, являясь универсальными, помогают отразить основу национального мировидения и оценки мира.
Скачивания
Литература
2. Teliya V. N. Nominaciya [Nomination]. In: Lingvisticheskij e`nciklopedicheskij slovar`. Gl. red. V. N. Yarceva. 2-e izd., dop. Moscow: Bol`shaya Rossijskaya e`nciklopediya, 2002.
3. Kubryakova E. S., Dem`yankov V. Z., Pankracz Yu. G., Luzina L. G. Kratkij slovar` kognitivny`x terminov [Short Dictionary of Cognitive Terms]. Moscow: Filol. f-t MGU im. M. V. Lomonosova, 1997. 245 p.
4. Kubryakova E. S. Yazy`k i znanie: Na puti polucheniya znanij o yazy`ke: Chasti rechi s kognitivnoj tochki zreniya. Rol` yazy`ka v poznanii mira [Language and knowledge: On the way to learning about language: Parts of speech from a cognitive point of view. The Role of Language in the Knowledge of the World]. Ros. akademiya nauk. In-t yazy`koznaniya. Moscow: Yazy`ki slavyanskoj kul`tury`. 2004. 560 p.
5. Shherbak A. S. Kognitivny`e osnovy` regional`noj onomastiki: Avtoref. dis. ... doktora filol. nauk [Cognitive foundations of regional onomastic]. Tambov, 2008. 47 p.
6. Kryukova I. V. Pragmatika onima: napravleniya issledovanij i metodika analiza [Onym pragmatics: research directions and analysis methodology]. In: Izvestiya VGPU. 2011. No. 8. Pp. 139–142.
7. Superanskaya A. V. Obshhaya teoriya imeni sobstvennogo [General proprietary name theory]. Moscow: Izdvo LKI, 2007. 368 p.
8. Romanova T. P. «Russkoe pole» v reklamnoj nominacii ["Russian field" in the advertising nomination]. In: Voprosy` onomastiki. 2013. No. 2 (15). Pp. 164–173.
9. Maslova V. A. Vvedenie v kognitivnuyu lingvistiku [Introduction to cognitive linguistics]. Moscow: Flinta: Nauka, 2007. 296 p.
10. Dolganova A. Yu. Processy` transonimizacii v e`rgonimii (na materiale nazvanij magazinov Izhevska). In: Vestnik UdmGU. 2006. No. 5 (2). Pp. 25–30.
11. Otin E. S. Slovar` konnotativny`x sobstvenny`x imen [Dictionary of connotative eigennames]. Moscow: A Temp, 2006. 440 p.
12. Kurbanova M. G. E`rgonimy` sovremennogo russkogo yazy`ka: semantika i pragmatika: Avtoref. diss. na soiskanie ... kand. filol. nauk [Ergonyms of the modern Russian language: semantics and pragmatics]. Volgograd, 2015. 23 p.
13. Nosenko N. V. Nazvaniya gorodskix ob``ektov Novosibirska: strukturno-semanticheskij i kommunikativno-pragmaticheskij aspekty`: diss. ... k. filol. n. [Names of urban objects of Novosibirsk: structural-semantic and communicative-pragmatic aspects]. Novosibirsk, 2007. 218 p.
14. Rezinkin A. Yu. Kognitivny`e podxody` k izucheniyu metonimii [Cognitive approaches to the study of metonymy]. In: MNKO. 2011. No. 6 (31). Pp. 32–35.
15. Paducheva E. V. Dinamicheskiye modeli v semantike leksiki [Dynamic models of the semantics of words]. Moscow: Yazyki slavyanskoj kultury, 2004. 608 p.
16. Paducheva E. V. K kognitivnoj teorii metonimii [To the cognitive theory of metonymy]. In: Dialog 2003: doklady` mezhdunarodnoj konferencii. Moscow, 2003. No. 1. Рр. 239–246.
17. Babina L. V., Vecherina Yu. O. Kognitivnyje modeli, opredel'ayushchije formirovanije naimenovanij torgovyh marok, modelej avtomobilej i mototsyklov [Cognitive models that determine the creation of brand names and the names of automobile and motorcycle models]. In: Tsarkosel'skije chtenija. St. Petersburg, 2015. Pp. 362–365.
18. Kryukova I. V. Nazvaniya rossijskix delovy`x ob``ektov s tochki zreniya yazy`kovoj mody` [Names of Russian business objects in terms of language fashion]. In: E`tnograficheskoe obozrenie. 2007. No. 1. Pp. 120–131.
19. Podberezkina L. Z. Sovremennaya gorodskaja sreda i yazy`kovaya politika [Modern city environment and language policy]. In: Russkij yazy`k segodnya. Vy`p. 2. Moscow, 2003. Pp. 511–528.