РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «МИР» В ЭРГОНИМИЧЕСКОМ ПОЛЕ КУБАНИ
Аннотация
В статье анализируется эргонимическое поле Краснодарского края с позиции понимания, что номинативная функция языка предполагает способность языковой системы вычленять и номинировать фрагменты действительности в аспекте их функциональности, которые репрезентируются в виде имен собственных, а именно эргонимов. Результатом исследования явилось определение как лингвистических, так и экстралингвистических факторов через обращение к ментальным явлениям. Делается вывод о том, что необходимость изучения эргонимического пространства в когнитивном аспекте обусловлена важной ролью ономастических процессов в формировании когнитивной основы языковой личности в процессе ее становления, а также поиском способов представления ономастических знаний о национальных и территориальных особенностях языка. Анализ эргонимического поля Кубани позволяет утверждать, что процесс создания эргонима предполагает несколько этапов взаимодействия с окружающей действительностью, что дает право выделения четырех уровней такого взаимодействия: первый уровень – результат осознания значимости пространства для именования своего объекта; второй уровень – результат осознания приоритетности своего имени как имени собственника заведения; третий уровень – результат осознания приоритетности прагматического признака имени (коннотативный аспект); четвертый уровень – приоритетность указания сферы деятельности в эргониме. Эргонимическое разнообразие позволяет концептуализировать онимическое пространство с позиции концептов: мир, человек, – которые, являясь универсальными, помогают отразить основу национального мировидения и оценки мира.
Скачивания
Литература
2. Федотова Т. В. Русская топонимическая система Восточного Забайкалья : автореф. дис. … д-ра филол. наук. Улан-Удэ, 2012. 43 с.
3. Кубрякова Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина. М. : Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова. 1997. 245 с.
4. Супрун В. И. Мгновенная ономастическая ситуация // Ономастика Поволжья. Уфа, 2006. С. 92–95.
5. Болдырев Н. Н. Категории как формы репрезентации знаний в языке // Концептуальное пространство языка : сб. науч. трудов. Тамбов, 2005. С. 16–39.
6. Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика. Тамбов, 2001. С. 23–24.
7. Щербак А. С. Основные типы ономастических концептов (на материале региональной концептосферы) // Вестник ТГУ. 2009. Вып. 10 (78). С. 169–175.
8. Щербак А. С. Когнитивные основы региональной ономастики : автореф. дис. … д-ра филол. наук. Тамбов, 2008. 47 с.
9. Кубрякова Е. С. В генезисе языка, или размышления об абстрактных именах // Вопросы когнитивно лингвистики. 2006. № 3. С. 5–14.
10. Фисенко О. С. Концепт гроза в русском языковом сознании : автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2005. 19 с.
11. Крюкова И. В. Прагматика онима : направления исследований и методика анализа // Известия ВГПУ. 2011. № 8. С. 139–142.
12. Суперанская А. В. Общая теория имени собственного. М. : Изд-во ЛКИ, 2007. 368 с.
13. Степанов Ю. С. В поисках прагматики (Проблема субъекта) // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1981. Т. 40, № 4.
14. Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику. М. : Флинта: Наука, 2007. 296 с.
15. Бернадская Ю. С. Текст в рекламе : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032401 (350700) «Реклама». М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 288 с.
16. Носенко Н. В. Названия городских объектов Новосибирска : структурно-семантический и коммуникативно-прагматический аспекты : дис. … канд. филол. наук. Новосибирск, 2007. 218 с.
17. Старикова Г. Н. Информативно-рекламный потенциал имен с колористическим компонентом (на материале названий заведений общественного питания) // Вестник Том. гос. ун-та. 2013. № 376. С. 37–42.