Маркемный анализ языка художественной прозы Эдгара Аллана По

  • О. Г. Артемова Воронежский государственный технический университет; Воронежский государственный университет
  • Е. И. Клименко Воронежский государственный университет
Ключевые слова: маркемология, маркемный анализ, маркема, формализованный содержательный анализ, художественный текст, американская художественная проза, Эдгар Аллан По

Аннотация

Цель предлагаемой статьи – формализованный содержательный анализ языка художественных прозаических произведений Э. По, выполненный в русле маркемологии – лингвистического направления, основу которого составляет метод маркемного анализа. Объектом исследования послужили произведения, включенные в пятитомное собрание сочинений писателя. Общая длина исследуемых текстов составляет 404 160 словоупотреблений. Предметом исследования являются маркемы, выделенные в едином тексте Э. По. Маркемный анализ – это метод компьютерного выделения ключевых слов – маркем. Маркема – это одна из 50 прошедших через все фильтры словоформ с максимальным положительным значением индекса текстуальной маркированности словоформ (ИнТеМ). В ходе проведенного исследования установлено, что доминантной прозаической маркемой в произведениях Э. По является consideration, вице-доминантой – contemplation. В результате стратификации маркем установлены маркемное ядро в количестве 22 маркем и маркемная периферия – 28 маркем. Равнозначными в тексте художественных произведений Э. По являются следующие 9 групп маркем: 1) comprehension, determination; 2) self-possession, susceptibility; 3) distinctness, preservation; 4) excitement, refl ection; 5) destruction, peculiarity; 6) deliberation, interference, superstition; 7) insensibility, mystifi cation; 8) impression, hesitation; 9) assistance, uneasiness. В результате семантической классификации прозаические маркемы Э. По распределены в шесть семантических блоков: фундаментальные понятия, межличностные маркемы, ментально-перцептивные маркемы, эмоциональные маркемы, качественные маркемы, социальные маркемы. Важнейшим как по количеству маркем, так и по их авторскому весу является семантический блок ментально-перцептивных маркем, что свидетельствует о том, что ключевым смыслом художественных произведений Э. По являются мышление и мыслительная деятельность в разных формах ее проявления. Особо значимым для автора является и эмоциональное состояние человека, варьирующееся от удивления до состояния беспокойства и разочарования. Наряду с этим ставится акцент на необходимости иметь твердость, сохраняя присутствие духа и проявляя решимость в критических ситуациях.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

О. Г. Артемова, Воронежский государственный технический университет; Воронежский государственный университет

доктор филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и технологии перевода; доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики

Е. И. Клименко, Воронежский государственный университет

преподаватель кафедры английского языка естественно-научных факультетов

Литература

Istorija vsemirnoj literatury : v 9 tomakh [History of World Literature]. Redkol.: G. P. Berdnikov (gl. red.) i dr.; avt. vstup. zamechanij Yu. B. Vipper. T. 6. M.: Nauka, 1989. 880 p.

Antipenko A. L. Proza Edgara Po v kontekste tradicionnoj mistiki [Edgar Poe’s Prose in the scope of traditional mystics]: dis. … kand. filol. nauk. Moskva, 1995. 116 p.

Kozlova D. V. Khudozhestvenno-filosofskije istoki i formy groteska v novellistike E. A. Po [Literary and Philosophical Sources and Forms in E. A. Poe’s Novelistics]: dis. … kand. filol. nauk. Nizhnij Novgorod, 1998. 239 p.

Mikhina M. V. Edgar Allan Po, novelist, poet, teoretik i francuzskaja poezija vtoroj poloviny XIX veka [Edgar Allan Poe, Novelist, Poet, Theoretician and French Poetry of the Latter Half of the 19 th Century]: dis. … kand. filol. nauk. Moskva, 1999. 217 p.

Pavlova M. N. Khudozhestvennoje osmyslenije nauki v tvorchestve Edgara Po [Literary Conceptualization of Science in E. Poe’s Works]: dis. … kand. filol. nauk. Ivanovo, 2010. 238 p.

Dmitrijeva L. D. Cikl detektivnykh novell Edgara Allana Po i jego recepcii v Rossii v XIX – nachale XX vv. [Edgar Allan Poe’s Detective Stories Series and His Reception in Russia in the 19 th – the Beginning of the 20 th Centuries]: dis. … kand. filol. nauk. Tomsk, 2010. 202 p.

Zabajeva E. Yu. Edgar Allan Po i “starshije” russkije poety-simvolisty: problemy recepcii [Edgar Allan Poe and O. G. Artemova, E. I. Klimenko Markeme analysis of Edgar Allan Poe’s fiction language “Older” Russian Symbolist-Poets: Problems of Reception]: dis. … kand. filol. nauk. Moskva, 2011. 229 p.

Kas’janova O. A. Recepcija tvorchestva i lichnosti E. Po vo francuzskoj kritike, khudozhestvennoj literature i kul’ture [E. Poe’s Works and Personality Reception in French Criticism, Belles-letters and Culture]: dis. … kand. filol. nauk. Krasnodar, 2011. 164 p.

Andreev V. S. Dinamika stil’a E. A. Po (na materiale liriki) [E. A. Poe’s Style Dynamics (based on lyrics)]. In: Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2008. Pp. 168–174.

Mal’neva E. Yu. Koncept DREAM v idiostile Edgara Allana Po [Concept DREAM in Edgar Allan Poe’s Individual Style]: dis. … kand. filol. nauk. Khabarovsk, 2011. 280 p.

Urzha A. V. Organizacija russkogo perevodnogo khudozhestvennogo teksta s pozicij kommunikativnoj grammatiki jazyka: Na material perevodov E. Po i O. Uajlda [Organization of Russian Translations of Literary Text with Regard to Language Communicative Grammar: Based on E. Poe’s and O. Wilde’s Translations]: dis. … kand. filol. nauk. Moskva, 2002. 299 p.

Zobnina P. I. Osobennosti organizacii semanticheskogo pol’a “rechevaja dejatel’nost’ personazhej” v rasskaze E. Po “Pokhishchennoje pis’mo” [Specifi city of Organization of Semantic Field ‘Characters’ Speech’ in Short Story ‘The Purloined Letter’ by E. Poe]. In: Vestnik OGU. Orenburg, 2010. No. 11 (117). Pp. 137–140.

Kretov А. А., Gracheva Zh. V. Tradicii i innovacii markemologii v issledovanii jazyka russkikh romaniv V. V. Nabokova [Traditions and Innovations of Markemology in the Research of the Language of Russian Novels by V. V. Nabokov]. In: Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Lingvistika i mezhkul’turnaja kommunikacija. 2020. No. 2. Pp. 114–125.

Rozenfel’d M. Ya. Metody psikholingvisticheskogo i markemologicheskogo issledovanija teksta: na puti sojedinenija [Methods of Psycholinguistic and Markemological Study of a Text: on the Way to Integration]. In: Russkij jazyk III tys’acheletija v zerkale lingvisticheskoj nauki. XXXIX Raspopovskije chtenija. Materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastijem. Voronezh, 2022. Pp. 104–107.

Artemova О. G. Jazykovyje kl’uchi k anglijskoj literature ot Shekspira do Faulza: monografi ja [Language Clues to English Literature from Shakespeare to Fowles: monograph]. Voronezh : NAUKA-UNIPRESS, 2020. 596 p.

Faustov А. А., Kretov A. A. Ponyatije markemy i predvaritel’nyje itogi markemnogo analiza russkoj literatury [The Notion of a Markeme and Preliminary Resulc of Russian Literature Markeme Analysis]. In: Vestnik VGU. Serija Lingvistika i mezhkul’turnaja kommunikacija. 2017. No. 4. Pp. 16–31.

Pliva E. P. Konceptualizacija mental’nykh aktov i sostojanij v russkom jazyke [Conceptualization of Mental Acts and States in Russian Language]: dis. … kand. filol. nauk. Kaliningrad, 2005. 188 p.

The Merriam-Webster Dictionary. Merriam-Webster, Incorporated. Springfi eld, Massachusetts, U.S.A. 1997. Available at: https://www.merriam-webster.com/

Slovar’ russkogo jazyka v 4 tomakh (Malyj akademicheskij slovar’) [Dictionary of Russian Language in 4 Volumes (Small Academic Dictionary). AN SSSR, In-t rus. jaz.; Pod red. A. P. Jevgen’jevoj. 2-e izd., ispr. i dop. Moskva: Russkij jazyk, 1981–1984.

Опубликован
2024-04-01
Как цитировать
Артемова, О. Г., & Клименко, Е. И. (2024). Маркемный анализ языка художественной прозы Эдгара Аллана По. Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, (1), 86-96. https://doi.org/10.17308/lic/1680-5755/2024/1/86-96
Раздел
Языки народов зарубежных стран