ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА КОНСТРУИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ФОНЕ КУЛЬТУРНОЙ ТРАВМЫ В НАРРАТИВАХ ЛАТИНОАМЕРИКАНЦЕВ О КОНКИСТЕ
Аннотация
Cтатья посвящена проблеме выявления языковых средств конструирования коллективной идентичности на фоне культурной травмы в нарративах латиноамериканцев о конкисте. Актуальность проблематики обусловлена усилившимися в последнее время антииспанскими настроениями, активно тиражируемыми в СМИ стран Латинской Америки, а также необходимостью изучения механизмов формирования коллективной идентичности, часто используемой в целях политического и экономического манипулирования и разжигания межнациональных конфликтов. Исследование характеризуется научной новизной в силу его междисциплинарного методологического подхода, предполагающего проведение нарративного анализа для изучения исторических и социальных событий конкисты как травмирующего события, которые транслируются через нарративы представителей латиноамериканской лингвокультуры и усиливают чувство их принадлежности к «неиспанской» социальной группе. Цель работы – выявить языковые средства формирования коллективной идентичности в нарративах носителей испанского языка из Латинской Америки. В качестве материала для анализа используются нарративные видеоинтервью с латиноамериканскими респондентами общей продолжительностью 61 минута. Работа осуществлена с помощью метода нарративного видеоинтервью и нарративного анализа языковой репрезентации культурной травмы. Результаты нарративного анализа показывают, что коллективная идентичность латиноамериканцев на фоне конкисты как культурной травмы формируется на эмоциональном, когнитивном и языковом уровнях. На эмоциональном уровне индивиды объединяются общими эмоциями гнева, грусти, скорби и сожаления. На языковом уровне актуализируется оппозиция «свой» – «чужой» при репрезентации латиноамериканской и испанской лингвокультур. Когнитивный уровень формирует новые базовые элементы культуры: ценность свободы, братства и единения народов латиноамериканского континента, особое мировоззрение, выделяющее латиноамериканцев в отдельный коллектив, появившийся в результате смешения испанской культуры с традициями и обычаями коренных народов Латинской Америки. Антииспанские культурные ориентиры приводят к интенсификации процесса реконструирования латиноамериканской коллективной идентичности, закрепляются в культурной памяти народа и передаются в форме доминирующих нарративов, транслирующих травматический опыт жертв испанской колонизации. Перспективна возможность исследования невербальных и просодических средств конструирования коллективной идентичности при помощи вспомогательного программного обеспечения Elan и Praat.
Скачивания
Литература
2. Alexander J. C. Toward a Theory of Cultural Trauma // A Cultural Trauma and Collective Identity / ed. by Berkeley. California : University of California Press, 2004. Pp. 1–30.
3. Sztompka P. Cultural Trauma : The Other Face of Social Change // The European Journal of Social Theory. 2000. Vol. 3, Issue 4. Pр. 449–466.
4. Горностаева Ю. А. Языковые маркеры культурной травмы в нарративах социальных страданий (на материале нарративов мексиканцев об испанской конкисте) // Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2023. Вып. 3. C. 130–146.
5. Neal A. National Trauma and Collective Memory. Armonk ; NY : Sharpe, 1998. 224 p.
6. Smelser N. J. Psychological Trauma and Cultural Trauma. A Cultural Trauma and Collective Identity // University of California Pres. 2004. Pp. 31–59.
7. Симонян Э. Г. Кризис коллективной идентичности и культурная травма // Социально-гуманитарные знания. 2019. Вып. 4. С. 172–178.
8. Эриксон Э. Идентичность : юность и кризис. М. : Прогресс, 2006. 352 с.
9. Енина Л. В. Идентичность в лингвистических исследованиях : когнитивный подход // Известия Урал. гос. ун-та. Проблемы образования, науки и культуры. 2010. Вып. 4. С. 162–168.
10. Жданова В. Русская культурно-языковая модель пространства и особенности индивидуальной ориентации в ней // Русские и «русскость» : лингвокультурологические этюды. М. : Гнозис, 2006. С. 7–180.
11. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М. : Медиум, 1995. 323 с.
12. Кузнецова Е. В. Язык и национальная идентичность. Омский научный вестник. Общество. История. Современность. 2011. Вып. 3. С. 102–105.
13. Sachdev I., Bourhis R. Y. Language and social identifi cation // Social Identity Theory : Constructive and Cri tical Advances. 1990. Vol. 211. Pp. 33–51.
14. Edwards J. Language and Identity : An introduction. Cambridge : Cambridge University Press, 2009. 314 p.
15. Попова З. Д., Стернин И. А. Язык и национальная картина мира. М. : Истоки, 2003. 59 с.
16. Барбашина Э. В. Проблемы медицинского нарратива // Идеи и идеалы. 2020. Вып. 3. С. 152–163.
17. Кадырова Р. Г. Теория нарратива и нарративный анализ в психологии // Вектор науки ТГУ. 2012. Вып. 2. С. 126–128.
18. Тульчинский Г. Л. Философия истории и нарративы исторической памяти // Философский журнал. 2019. Вып. 1. С. 117–129.
19. Троцук И. В. Нарратив как междисциплинарный методологический конструкт в современных социальных науках // Вестник РУДН, серия Социология. 2004. Вып. 1. С. 41–53.
20. Hashimoto A. The Long Defeat : Cultural Trauma, Memory, and Identity in Japan. New York : Oxford University Press, 2015. 208 p.
21. Ярская-Смирнова Е. Р. Нарративный анализ в социологии // Социологический журнал. 1997. Вып. 3. С. 38–61.
22. Троцук И. В. Теория и практика нарративного анализа в социологии. М. : Уникум-центр, 2006. 207 с.
23. Нечаева А. А. Нарративный анализ как метод исследования коллективной памяти // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2020. Вып 2. С. 81–93.