Лексические средства вербализации антонимических отношений в трилогии Эрве Базена «Змея в кулаке»
Аннотация
В статье рассматривается авторский концепт отрицания и особенности его объективации средствами антитезы, представленной антонимами различных видов. Демонстрация противопоставления двух элементов, их смысловое разграничение, а также их объединение определяются как основная функция антитезы, что становится опорой при построении антитетической когнитивной модели репрезентации противопоставления индивидуально-авторских художественных концептов. В центре внимания находится концепт-оппозиция «герой – внешний мир», являющийся ключевым для раскрытия основных конфликтов романа Э. Базена «Змея в кулаке». Внутренний и внешний тип фокализации рассматриваются как важнейшее средство отражения отношений противопоставления, характер которого подчеркивается особенно ярко благодаря субъективной оценке от лица главного героя. Определяется ведущая роль фокализации при описании антонимических отношений, представленных антитезой. Изучается характер антонимических отношений, проводится их анализ с позиции теории внешней и внутренней фокализации, а также определяется взаимосвязь контекстуальной и лингвистической антонимии. Источником исследования послужили три части трилогии, а объектом исследования – лексические средства вербализации основных противопоставлений трилогии.
Скачивания
Литература
Karpenko S. M. Analiz mezhtekstovyh associativno-smyslovyh polej v aspekte idiostilya (na materiale poezii N. S. Gumileva). In Kommunikativno-pragmaticheskie aspekty slova v hudozhestvennom tekste. Tomsk: Izd-vo CNTI, 2000. Рр. 23–34.
Krasavskij N. A. Metaforicheskaya reprezentaciya koncepta «odinochestvo» v romane Germana Gesse «Stepnoj volk». In Refl eksii. Zhurnal po fi losofskoj antropologii, 2010. Рр. 118–133.
Bahtin M. M. Estetika slovesnogo tvorchestva. Moskva: Iskusstvo, 1986. 300 р.
Kubryakova E. S. Kratkij slovar’ kognitivnyh terminov. Moscow: Filol. f-t MGU im. M. V. Lomonosova, 1997. 245 р.
Polyanchuk O. B., Sviridova E. I. Slovoobrazovatel’nye sredstva realizacii koncepta-oppozicii «geroj-okruzhayushchij mir» v romane E. Bazena «Zmeya v kulake». In Kognitivnye issledovaniya yazyka. Tambov: PRINT-SERVIS, 2018. Рр. 317–322.
Mandzhieva S. V. Klyuchevye koncepty v rasskazah O. Genri: avtoref. diss. … kand. fi lol. nauk. Volgograd: Peremena, 2010. 23 р.
Bart R. S/Z. Moscow: Kul’tura; Ad Marginem, 1994. 303 р.
Bally Ch. Traité de stylistique frainçaise. Paris: Genève, 1951. 332 p.
Robrieux, J.-J. Rhétorique et argumentation. Paris: Edition NATHAN/HER, 2000. 262 p.
Polyanchuk O. B. Kognitivnye prichiny zakonomernostej semanticheskoj derivacii proizvodnyh slov (na materiale francuzskogo yazyka). In Vestnik Voronezh. gos. un-ta. Ser.: Lingvistika i mezhkul’turnaya kommunikaciya. 2005. № 2. Рр. 47.
Polyanchuk O. B. Kognitivnye osnovy perevoda leksicheskih edinic, reprezentirovannyh kompleksnym znakom. In Sociokul’turnye problemy perevoda: sb. nauch. tr.: v 2 ch. / Voronezh, gos. un-t. Voronezh, 2006. Vyp. 7, ch. 2. Рр. 195–202.
Goncharova E. A. Interpretaciya khudozhestvennogo teksta. Moscow: Prosveshchenie, 1989. 208 р.
Litvinenko N. A. Francuzskij istoricheskij roman pervoj poloviny XIX veka. In Evolyuciya zhanra: Uchebnoe posobie. Moscow: Izdatel’stvo URAO, 1999. 163 р.
Zhenett Z. Figury. Moscow: Izd-vo im. Sabashnikovyh, 1998. 944 р.
Shmid B. Narratologiya. Moscow: Yazyki slavyanskoj kul’tury, 2003. 312 р.
Uspenskij B. A. Poetika kompozicii. SPb.: Azbuka, 2000. 352 р.
SOURCES
Bazin H. Vipère au poing. P.: Éditions Le Livre de Poche, 1972. 186 р.
Bazin H. Cri de la chouette/. P.: Grasset, 1973. 297 p.
Bazin H. La mort du petit cheval. P.: Éditions Le Livre de Poche, 1972. 224 р.