Влияние эмоциональной напряженности на порождение звучащей речи
Аннотация
В статье рассматривается актуальный вопрос выявления влияния эмоциональной напряженности на порождение звучащей речи человека, проявляющееся через ряд характеристик, таких как средняя длина отрезка речи, темп артикулирования, количество явлений нерешительности, среднее количество синтаксически незавершенных фраз, среднее количество ошибок, среднее количество семантически нерелевантных повторов отдельных звуков, слогов, слов, среднее количество поисковых слов «это», «такой», растягивание конечного гласного, среднее количество слов-паразитов, среднее количество усилительных частиц «уже, ж», среднее количество нарушений доминированности имени в рамках сложного синтаксического целого, среднее количество ошибок согласования, некорректируемых говорящим. Изучение этого вопроса вносит определенный вклад в исследование такой важной теоретической проблемы, как построение модели речевой деятельности, и позволяет решать целый ряд практических задач, связанных с речевым аспектом психологии личности, и в частности задачу объективной диагностики состояния человека по характеристикам его речи. Проведенный психолингвистический эксперимент среди русскоговорящих испытуемых и последующий математический анализ полученных данных позволил выявить ряд особенностей проявления эмоциональной напряженности в речи мужчин и женщин. Учет таких характеристик речи при контроле текущего состояния человека в процессе работы позволяет отобрать наиболее оптимальные формы организации труда в экстремальных условиях, уменьшающие вероятность возникновения состояния эмоциональной напряженности, упрощает оценку ораторских навыков и помогает определить степень сформированности навыков при обучении, позволяя более рационально планировать учебный процесс. Выявленные факты возникновения в состоянии эмоциональной напряженности соответствующих сдвигов в характеристиках речи даже на родном языке остро ставят перед методикой обучения проблему выбора оптимальных форм организации контроля знаний, не сопряженных с возникновением у испытуемых состояния сильной эмоциональной напряженности, способного оказать дезорганизующее влияние на выполняемую ими интеллектуальную деятельность.
Скачивания
Литература
2. Lopatina O. I. Iccledovanie osobennostej rechi v stressovyh situaciyah [Study of speech characteristics in stressful situations]. In: Modern high technologies. 2013. No. 7-1. Pp. 91–91. Available at: URL
3. Valujceva I. I., Huhuni G. T. Emocii v zvuchashchej rechi: eksperimental'noe issledovanie [Emotions is speech: experimental research]. In: Journal of Psycholinguistics. 2016. No. 3 (29). Pp. 45–55.
4. Potapova R. K. Variativnost' akusticheskih parametrov zvuchashchej rechi [Variability of acoustic parameters of spoken language]. In: Vestnik of Moscow State Linguistic University. Humanities. 2016. Vol. 1, No. 740. Pp. 137–147.
5. Kasl S. V., Mahl, G. F. Relationship of disturbances and hesitations in spontaneous speech to anxiety. In: Journal of Personality and Social Psychology. 1965. No. 1 (5). Pp. 425–433. DOI
6. Dibner A. S. Cue-counting: A measure of anxiety in interviews. In: Journal of Consulting Psychology. 1956. No. 20 (6). Pp. 475–478. DOI
7. Nordquist R. What Is Stress in Speech? Providing Context and Meaning Through Phonetic Emphasis. Available at: URL
8. Slavich G., Taylor S., Picard R. Stress Measurement Using Speech: Recent Advancements, Validation Issues, and Ethical and Privacy Considerations. Available at: URL
9. Van Puyvelde M., Neyt X., McGlone F., Pattyn N. Voice stress analysis: A new framework for voice and effort in human performance. In: Frontiers in Psychology. 2018. No. 9. DOI
10. Mendoza E., Carballo G. Acoustic analysis of induced vocal stress by means of cognitive workload tasks. In: Journal of Voice. 1998. No. 12. Pp. 263–273. Available at: URL
11. Kappen M., Hoorelbeke K., Madhu N., Demuynck K., Vanderhasselt M.-A. Speech as an indicator for psychosocial stress: A network analytic approach. Available at: URL
12. Nosenko E. L. Osobennosti rechi v sostoyanii emocional'noj napryazhennosti [Peculiarities of speech in a state of emotional tension]. Dnepropetrovsk: Publishing house of Dnepropetrovsk University, 1975. 132 p.
13. Leont'ev A. A. Psiholingvistika [Psycholinguistics]. Moscow: Smysl, 1997. 287 p.
14. Zhabin D. V. Metodika issledovaniya spontannoj rechi govoryashchego v sostoyanii stressa [A new approach to studying spontaneous speech produced under stress]. In: RUDN Journal of Language Education and Translingual Practices. 2009. No. 4. Pp. 76–80.
15. Kulikov L.V. Psihologicheskoe issledovanie: metodicheskie rekomendacii po provedeniyu [Psychological research: guidelines for the conduct]. St. Petersburg: Rech', 2001. 184 p.
16. Kulikov L. V. Ispol'zovanie metodov korpusnoj lingvistiki v izuchenii sfery chuvstv [Using corpus linguistics methods in the study of the sphere of feelings]. In: Procedures and methods of experimental and psychological research. Collected papers. Moscow: Psychology Institute of the Russian Academy of Science, 2016. Pp. 611–617. Available at: URL
17. Serbinovskaya N. V., Serbinovskij B. Yu., Timohina S. S. Povyshenie effektivnosti rechevogo obshcheniya operatora v sostoyanii emocional'nogo napryazheniya: teoriya i metodika [Preventive measures to improve the effectiveness of speech communication of the operator in a state of emotional stress]. In: Journal of Science and Education of North-West Russia. 2020. Vol. 6, No. 3. Pp. 1–10.