Музыкальные инструменты в художественной картине мира Э. Бёрджесса

  • Л. В. Коробко Военно-воздушная академия имени Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина
Ключевые слова: музыкальный инструмент, художественный текст, индивидуально-авторская картина мира, Энтони Бёрджесс, лексема, метафора

Аннотация

В статье анализируются контексты, в которых используются названия музыкальных инструментов в художественных текстах Энтони Бёрджесса, рассматривается специфика индивидуально-авторского восприятия и отражения музыки в художественной картине мира писателя на примере анализа контекстов, содержащих описание музыкальных инструментов. Цель работы состоит в выявлении специфики вербальной экспликации музыкальных инструментов в художественной картине мира Энтони Бёрджесса. Работа выполнена с использованием таких методов исследования, как метод контекстуального анализа и метод компонентного анализа с опорой на словарные дефиниции. В художественных текстах Э. Бёрджесса репрезентируются как типы музыкальных инструментов (strings (струнные), wind instruments (духовые инструменты), drums (ударные) и brass (медные духовые)), так и непосредственные их наименования (trumpet (труба), drum (барабан), piano (фортепиано) и др.). Установлено, что вербальная репрезентация музыкальных инструментов в художественной картине мира Э. Бёрджесса отличается высокой степенью метафоризации. С позиции аксиологии отмечается мелиоративная, (квази)пейоративная и нейтральная маркированность анализируемых лексем. Отдельные музыкальные инструменты получают детальное описание с указанием их цвета, материала изготовления, локализации, характеристики звучания. Анализ контекстов, включающих названия музыкальных инструментов, в художественных текстах Э. Бёрджесса позволяет утверждать, что писатель в своих литературных произведениях придает высокую степень значимости звучанию музыкальных инструментов в процессе раскрытия определенных художественных смыслов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Л. В. Коробко, Военно-воздушная академия имени Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина

кандидат филологических наук, преподаватель кафедры иностранных языков

Литература

1. Vajsgerber L. Rodnoj jazyk i formirovanie duha [Native language and spirit formation]. Moscow: Editorial URSS, 1993. 232 p.
2. Ljutikova V. D. Jazykovaja lichnost’ i idiolect [Language personality and idiolect]. Tjumen’: Izd-vo TGU, 1999. 188 p.
3. Popova Z. D., Sternin I. A. Kognitivnaja lingvistikaucheb. posobie [Cognitive linguistics: educational edition]. Moscow: AST: Vostok-Zapad, 2007. 315 p.
4. Grishaeva L. I., Sternin I. A., Sternina M. A. Predislovie [Preface]. In: Specifika dejatel’nosti kommunikantov v mezhkul’turnoj srede. Voronezh, 2009. Pp. 3–15.
5. Collins Online Dictionary. URL
6. Burgess A. Earthly Powers. Random House, 2012. 656 p.
7. Bjordzhess Je. Sily zemnye [Earthly Powers]. URL
8. Burgess A. Time for a tiger. Heinemann, 1968. 214 p.
9. Bjordzhess Je. Vremja tigra [Time for a tiger]. Translated by E. V. Netesova. Moscow: Centrpoligraph, 2002. 237 p.
10. Burgess A. A Clockwork Orange. KARO, 2015. 288 p.
11. Bjordzhess Je. Zavodnoj apel’sin [A Clockwork Orange]. Translated by V. Boshnyak. ACT, 2010. 226 p.
12. Korobko L. V. Metaforicheskie obrazy muzyki v individual’no-avtorskoj kartine mira Je. Bjordzhessa [Metaphorical images of music in the individualand-author’s world image of A. Burgess]. In: Sovremennye lingvisticheskie i metodiko-didakticheskie issledovanija. 2019. No. 2 (42). Pp. 61–69.
13. The Longman Dictionary of Contemporary English Online. URL
14. Burgess A. Tremor of Intent. W.W. Norton & Company, 2013. 272 p.
15. Bjordzhess Je. Trepet namerenija [Tremor of Intent]. Translated by A. D. Smolyansky. ACT, 2010. 320 p.
16. Burgess A. One hand clapping. Bloomsbury Publishing, 2015. 80 p.
17. Bjordzhess Je. Odnorukij aplodisment [One hand clapping]. Translated by E. V. Netesova. Moscow: Centrpoligraph, 2002. 223 p.
Опубликован
2021-09-02
Как цитировать
Коробко, Л. В. (2021). Музыкальные инструменты в художественной картине мира Э. Бёрджесса. Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, (3), 73-80. https://doi.org/10.17308/lic.2021.3/3583
Раздел
Германские языки