ЗАГОЛОВОК КАК СРЕДСТВО ОТРАЖЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОГО ФИЛЬМА
Аннотация
Осмысление функционального потенциала мультипликационного фильма на естественно-научную тему как средства формирования, структурирования и переструктурирования картины мира субъектов в конкретном культурном пространстве позволяет описать поэтапное освоение детьми научнозначимой информации, выражаемой терминологическими способами, характерными для конкретной языковой культуры. Комплексный содержательный, формальный и функциональный анализ способов языкового выражения сведений, которые впоследствии неизбежно востребованы каждым реципиентом в своей будущей жизнедеятельности, выявляет закономерный характер выбора способов объективации сведений средствами культурных кодов – вербального и невербальных, – а также показывает динамику количественных и качественных изменений в картине мира субъекта познания и коммуникации определенной возрастной категории. Это касается, прежде всего, выбора синтаксической структуры, коммуникативного типа предложения, выступающего в качестве заголовка к мультфильму, и первичного либо вторичного средства номинации некоторого понятия, ключевого для содержания соответствующего фильма. При изучении соотношения способа вербализации того или иного сообщения в качестве заголовка принимаются во внимание психо-когнитивные и социо-когнитивные особенности определенной возрастной категории детей, что дает возможность проследить довольно устойчивые корреляции между средствами объективации новых для субъекта познания сведений характером решаемых коммуникативных и когнитивных задач и переконфигурацией сведений в картине мира как результата пополнения, обогащения и дифференциации структур знания, образующих картину мира субъекта. Выявляются причины предпочтения вторичных номинативных средств (слов с переносным значением, фразеологических словосочетаний, прецедентных феноменов и др.) в мультфильмах для детей младшего школьного возраста. Отмечается стремление гармонизировать способы получения знаний о некотором физическом явлении субъектом из личного опыта, с одной стороны, и знаний, сообщаемых в мультфильме целенаправленно согласно логике соответствующей научной области, – с другой.
Скачивания
Литература
Анисимова Е. Е. Креолизованные тексты – тексты XXI века? Взаимодействие вербального и паралингвистического в тексте. Воронеж : ЦЧКИ, 1999. 148 с.
Анисимова Е. Е. Лингвистика текстов и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М. : Academia, 2013. 122 с.
Гришаева Л. И. Мультимодальность, гибридизация, карнавализация в организации текста и уплотнение
информационного потока // Немецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете. 2022. Вып.12. С. 66–101.
Schmitz U. Kohärenzin Text-Bild-Sorten : Grammatik&Design // Субъект познания и коммуникации : языковые и межкультурные аспекты. Воронеж : НАУКАЮНИПРЕСС, 2014. С. 226–244.
Stöckl H. Linguistic Multimodality – Multimodal Linguistics. A State-of-the-Art Sketch // Multimodality. Disciplinary Thoughts and the Challenge of Diversity. Berlin ; Boston : de Gruyter, 2019. Рр. 41–68.
Weber W., Burmester M., Tille R. Interaktive Infografi ken. Berlin ; Heidelberg : Springer Vieweg, 2013. 263 S.
Немова О. А., Бурухина А. Ф. Мультипликационные фильмы как средство формирования семейных духовно-нравственных ценностей // Вестник Моск. унта. Сер. 18. Социология и политология. 2014. № 1. С. 152–173.
Володина М. Н. О стихийном и системном характере терминологической номинации // Stephanos. 2017. № 6 (26). С. 24–36.
Володина М. Н. Знание сквозь призму терминологической информации // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9: Филология. 2011. № 3. С. 136–145.
Drosdowski G. Ist unsere Sprachе noch zu retten? Mannheim ; Wien ; Zürich : Dudenverlag, 1988. 24 S.
Варзапова В. Ю. Заголовок англоязычного медиатекста как объект лингвосемиотического исследования (на материале заголовков сетевых версий изданий The Telegraph и The Independent) : дис. … канд. филол. наук. М., 2020. 203 с.
Лазарева Э. А. Заголовок в газете. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2004. 86 с.
Лютая А. А. Современный газетный заголовок :структура, семантика, прагматика : дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2008. 164 с.
Трубникова Ю. В. Текст и его заголовок : проблема структурного и семантического взаимодействия // Изв. Алтай. гос. ун-та. 2010. № 2-2 (66). С. 121–126.
Лазарева Э. А. Заголовочный комплекс текста – средство организации и оптимизации восприятия // Изв. Урал. гос. ун-та. 2006. № 40. С. 158–166.
Болотнова Н. С. О регулятивном потенциале заглавий медиатекстов (на материале статей «Российской газеты») // Вестник Том. гос. пед. ун-та. 2021. № 4 (216). С. 7–14.
Доценко М. Ю. Синтаксис газетного заголовка : структура, семантика, прогнозирование смыслового развития текста : дис. … канд. филол. наук. СПб., 2009. 243 с.
Валгина Н. С. Теория текста. М. : Логос, 2004. 280 с.
Гришаева Л. И. Парадоксы медиалингвистики. Воронеж : НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2014. 295 с.
Гришаева Л. И. Варьирование текста в коммуникации. Воронеж : НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2020. 291 с.
Пешкова Ю. В. Взаимосвязь синтаксической структуры и функций заголовков немецких новостных текстов // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 1. С. 147–150.
Засорина М. Е. Прагма-интертекстуальные характеристики заголовочного дискурса СМИ (на материале журналов «Коммерсант власть» и «The Economist») : автореф. дис. … канд. филол. наук. Тобольск, 2009. 21 с.
Агапова А. Н. Заголовок в современной русской прессе : эпистемический и прагматический аспекты : дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2011. 185 с.
Исаева А. Ю. Коммуникативно-прагматические особенности газетного заголовка (на материале англоязычных интернет-изданий) : автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2017. 22 с.
Корнилова К. Е. Функции заголовков современных журналистских текстов // Изв. высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2007. № S1. С. 118–119.
Щипицина Л. Ю. Компьютерно-опосредованная коммуникация. Лингвистический аспект анализа. М. : Красанд, 2010. 294 с.
Brinkmann H. Die deutsche Sprache. Gestalt und Leistung. Düsseldorf : Schwann, 1971. XXXI, 939 S.
Русская грамматика / под ред. Н. Ю. Шведовой. М. : Наука, 1980. Т. 2. Синтаксис. 709 с.
Сиротинина О. Б. Лекции по синтаксису русского языка : учеб. пособие для филол. спец. ун-тов. М. : Высшая школа, 1980. 141 с.
Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : Лабиринт, 1999. 352 с.
Пиаже Ж. Психогенеззнаний и его эпистемологическое значение. М., 1983. 101 с.
Уфимцева Н. В. Языковое сознание : динамика и вариативность. М. ; Калуга : Ин-т языкознания РАН, 2011. 252 с.
Черниговская Т. В. Чеширская улыбка кота Шрёдингера : язык и сознание. М. : Языки славянской культуры, 2013. 448 с.
Шумакова Н. Б. Возраст вопросов. М., 1990. 78 с.
Тихомиров О. К. Психология мышления : учеб. пособие. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 81–82.
Эльконин Д. Б. Психическое развитие детей дошкольного возраста : избр. психол. труды. М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1997. 115 с.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения : опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М. : Педагогика, 1986. 240 с.
Володина М. Н. Когнитивно-информационная природа термина и терминологическая номинация : автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1998. 59 с.
Прохоров А. М. Физическая энциклопедия : в 5 т. М. : Большая Российская энциклопедия, 1998. Т. 5. Стробоскопические приборы – Яркость. 687 с.











