Топонимы в заголовках медиатекстов (на материале испанского языка)

  • В. В. Корнева Воронежский государственный университет
  • И. Н. Разворотнева Воронежский государственный университет
Ключевые слова: заголовок, медиатекст, топоним, прецедентный топоним, номинация, первичная номинация, вторичная номинация, испанский язык

Аннотация

Исследование посвящено анализу функционирования топонимов в заголовках испанских медиатекстов. Выявляются основные разряды топонимов и частотность их использования в испанских заголовках медиатекстов разной тематики и разных жанров, определяется функционально-семантический потенциал данных языковых единиц в структуре заголовка, их использование в качестве средств прямой номинации топообъекта, а также в качестве средств вторичной номинации для обозначения иных объектов. Материалом исследования послужили заголовки медиатекстов, извлеченных из онлайн-версий ведущих испанских газет «El País», «El Mundo», «ABC», «La Vanguardia», «La Razón». При их анализе использовались метод наблюдения и сравнительно-описательный метод. В результате проведенного исследования было установлено, что топонимы обладают высокой номинативной плотностью и богатым функционально-семантическим потенциалом в заголовках испанских медиатекстов. Было выявлено, что существуют определенные корреляции между видом топонима и возможностью его использования в заголовке, между частотностью его употребления и тематикой медиатекста, между видом топонима и его использованием как средства первичной и/или вторичной номинации. Выявленные особенности реализации функционально-семиотического потенциала топонимов в заголовках испанских медиатекстов представляются валидными и для других языков.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

В. В. Корнева, Воронежский государственный университет

доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой романской филологии

И. Н. Разворотнева, Воронежский государственный университет

аспирант

Литература

1. Babina L. V. Kognitivnye osnovy vtorichnyh yavlenij v yazyke i rechi: monografi ya. Tambov: Izd-vo TGU im. G. R. Derzhavina; M.: IYA RAN, 2003. 264 c.
2. Kognitivnye issledovaniya yazyka. Vyp. 1 (48): Vtorichnye struktury v yazykovoj kartine mira / otv. red. vypuska S. G. Vinogradova. Tambov: Izd-vo IP Chesnokova A. V., 2022. 515 p.
3. Korneva V. V. Kognitivnye osnovaniya polifunkcional'nosti toponimov v ispanskom mediadiskurse. In: Kognitivnye issledovaniya yazyka. Vyp. No. 4 (55): Kognitivnaya lingvistika v kontekste sovremennoj nauki / otv. red. vyp. O. A. Turbina. CHelyabinsk: YUzhno-Ural'skij gos. un-t, 2023. Pp. 578–581.
4. Imya sobstvennoe v nacional'no-kul'turnom prostranstve: monografi ya. Ignat'eva E. P. [i dr.]. Irkutsk: Izd-vo IRNITU, 2022. 164 p.
5. Imya sobstvennoe v mediaprostranstve: monografi ya. Grishaeva L. I. i dr. Voronezh : Izdat.dom VGU, 2019. 191 p.
6. Korneva V. V. Toponimicheskie issledovaniya v novoj nauchnoj paradigme. In: Vestnik VGU. Seriya: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. 2016. No. 1. Pp. 150–154.
7. Korneva V. V., Razvorotneva I. N. Toponimy v ispanskih mediatekstah mezhdunarodnoj tematiki. In: Ot slova k diskursu: raznoobrazie form i (ne)predskazuemost' smyslov : tez. dokl. mezhdunar. nauch. konf., Minsk, 12–13 maya 2023 g. Redkol.: L. M. Leshchyova (otv. red.) [i dr.]. Minsk : MGLU, 2023. Pp. 192–193.
8. Korneva V. V. Toponimicheskie edinicy kak sredstvo manipulirovaniya v ispanskom mediaprostranstve. In: Manipulyacii i socium: yazyk, soznanie, kul'tura : sb. nauchnyh trudov. Pod red. M. N. Konnovoj. Kaliningrad : Izd-vo BFU im. I. Kanta, 2023. Pp. 116–119.
9. Lazareva E. A. Zagolovochnyj kompleks teksta – sredstvo organizacii i optimizacii vospriyatiya. In: Izvestiya Ural'skogo gos. un-ta. 2006. No. 40. Pp. 158–166.
10. Grishaeva L. I. Paradoksy medialingvistiki. Voronezh: Nauka-YUnipress, 2014. 295 p.
11. Gradyushko A. A. Zagolovok kak vazhnejshij element teksta v veb-zhurnalistike. In: Vesci BDPU. Seryya 1, Pedagogika. Psihalogiya. Filalogiya. 2014. No. 1. Pp. 73–77.
12. Vereshchinskaya YU. V. Ispanskij gazetnyj zagolovok: lingvopragmaticheskij i nacional'no-kul'turnyj aspekty: avtoref. dis. ... kand. fi lol. nauk. M., 2013. 22 p.
13. Teliya V. N. Vtorichnaya nominaciya i ee vidy. In: YAzykovaya nominaciya (Vidy naimenovanij). M.: Nauka, 1977. Pp. 129–221.
14. Dobrosklonskaya T. G. Mediadiskurs kak ob"ekt lingvistiki i mezhkul'turnoj kommunikacii. In: Vestnik Mosk. un-ta. Ser. 10 «ZHurnalistika». 2006. No. 2. Pp. 21–33.
15. Nikonov V. A. Vvedenie v toponimiku. M.: LKI, 2018. 184 p.
16. Superanskaya A. V. Obshchaya teoriya imeni sobstvennogo. M.: LIBROKOM, 2009. 368 р.
17. Larionova M. V. Ispanskij gazetno-publicisticheskij diskurs: iskusstvo informacii ili masterstvo manipulyacii? : monografi ya. Mosk. gos. in-t mezhdunar. otnoshenij (un-t) MID Rossii, kaf. ispanskogo yazyka. M.: MGIMO – Universitet, 2015. 327 p.
Опубликован
2024-01-09
Как цитировать
Корнева, В. В., & Разворотнева, И. Н. (2024). Топонимы в заголовках медиатекстов (на материале испанского языка). Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, (4), 83-89. https://doi.org/10.17308/lic/1680-5755/2023/4/83-89
Раздел
Языки народов зарубежных стран