МАРКЕМНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ТВОРЧЕСТВА А. П. ЧЕХОВА
Аннотация
Целью исследования является выявление динамики маркем и маркемной траектории творчества А. П. Чехова согласно принятой периодизации: конец 1870–1886 гг. (первый, или «ранний» период); 1886–1993 гг. (второй период – «переломный»); 1893–1899 гг. (третий, или «Мелиховский» период); 1899–1904 гг. (четвертый период — «поздний», или «Ялтинский»). В соответствии с этой целью формулируется и решается задача установления маркемного своеобразия творчества писателя. В качестве объекта исследования привлечены первые 11 томов Собрания сочинений А. П. Чехова в 15 томах, в которые вошли юморески, рассказы, повести, созданные в 1880–1903 гг. Методом маркемного анализа была выделена лексика, образующая центральные смыслы художественного мира автора. Во всех срезах представлены «сквозные» маркемы, принципиально важные для характеристики всего творчества А. П. Чехова: существование, впечатление, удовольствие, мгновение, внимание, где доминанта – существование, т. е. основа всего сущего, а вице-доминанта – впечатление – характеризует так называемый «импрессионизм» Чехова. Выделение новых уникальных интегральных маркем в отдельно взятом хронологическом срезе позволило определить его своеобразие, а введение такого показателя, как распределенно-функциональный вес (РФ-вес), дало возможность уточнить весомость того или иного периода для характеристики творчества писателя. Корпус интегральных маркем исследованных текстов А. П. Чехова сопоставлен с результатами маркемологического исследования, проведенного А. А. Фаустовым, что позволило определить «точки маркемного соприкосновения».
Скачивания
Литература
2. Бердников Г. П. Чехов (ЖЗЛ). М. : Молодая гвардия, 1974. 512 с.
3. Катаев В. Б. Проза Чехова : проблемы интерпретации. М. : Изд-во МГУ, 1979. 290 с.
4. Чудаков А. П. Об эволюции стиля прозы Чехова // Слав. филология. М. : Изд-во МГУ, 1963. Вып. V. С. 5–28.
5. Чудаков А. П. Поэтика Чехова. М. : Наука, 1971. 281 с.
6. Чудаков А. П. Чехов. Единство видения // Слово – вещь – мир. От Пушкина до Толстого. М. : Соврем. писатель, 1992. С. 105–131.
7. Гришанина Е. Б. Об особенностях языка А. П. Чехова в рассказе «Ведьма» // Творчество А. П. Чехова. Особенности художественного метода : межвуз. сб. науч. трудов. Ростов н/Д., 1981.
8. Громов Л. П. В творческой лаборатории А. П. Чехова. Ростов н/Д. : Изд-во Ростов. гос. ун-та, 1963.
9. Милых М. К. Некоторые особенности языка и творческой манеры Чехова // А. П. Чехов : сб. ст. и материалов. Ростов н/Д., 1960.
10. Химик В. В. О стилистической фигуре вокатива в драматургии А. П. Чехова и ее синтаксических воплощениях // Художественный метод А. П. Чехова : межвуз. сб. науч. трудов. Ростов н/Д., 1982.
11. Зейнали Б. Место Чехова в мировой литературе // Pazhuhesh-e Zabanha-ye Khareji. Russian, 2006. № 29. Special Issue. Pp. 43–50.
12. Артемова О. Г., Кретов А. А. Маркемный анализ творчества Ф. М. Достоевского // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 2. С. 109–122.
13. Чехов А. П. Собрание сочинений и писем : в 15 т. / [сост. О. Дорофеев]. М. : Терра, 1999–2000.
14. Кретов А. А. Понятие маркемы : методика выявления и практика использования // Универсалии русской литературы 2 : сб. ст. / под ред. А. А. Фаустова ; Воронежский государственный университет. Воронеж : НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2010. С. 138–153.
15. Фаустов А. А., Кретов А. А. Понятие маркемы и предварительные итоги маркемного анализа русской литературы // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 4. С. 16–31.
16. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. М. : Наука, 1994. 244 с.
17. Фаустов А. А. Маркемный портрет А. П. Чехова // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. № 2. С. 12–16.