Сравнительные обороты как средство активизации звуковой памяти

  • А. П. Бабушкин Воронежский государственный университет
  • П. Б. Кузьменко Воронежский государственный университет
Ключевые слова: сравнение, звуковая память, косвенная речь, художественный текст

Аннотация

Косвенная речь способна в определенной степени реанимировать «живую» речь героев художественного произведения в том «возможном мире», который создается пером писателя, когда она взывает к звуковой памяти читателей – носителей русского языка – посредством сравнительного оборота, вступая при этом в параллель с наречием как образом речевого действия в составе главного предложения. Актуализация речевой памяти позволяет умозрительно воспринимать тон речи вымышленного персонажа, громкость, темп и четкость ее воспроизведения. Сравнительный оборот активирует палитру звуков, имплицируемую наречием, которая без помощи сравнительного оборота оставалась бы «вещью в себе». Сравнение оживляет в памяти реципиента художественного текста «звуковые реминисценции», связанные с другими, но по звуковому эффекту похожими эпизодами, вписанными в его жизненный и коммуникативный опыт. Человек не отдает себе отчет в том, что данный процесс имеет место, однако образное сравнение подспудно диктует осознание этого. Авторы обсуждают типизированные, сценарно знакомые ситуации говорения, а также единичные, являющиеся плодом языкового творчества носителя языка. В зависимости от этого выявляются языковые средства, устойчиво функционирующие в тех или иных ситуациях. В результате анализа языкового материала авторы статьи приходят к заключению о том, что союзы словно, будто и как будто, присоединяя часть предложения, содержащую уподобление, могут вводить такие глаголы, которые выражают однократные действия, служащие в целях уподобления основного речевого действия. Особый интерес вызывают синтаксические структуры и морфологические особенности языковых средств, формирующих предложения указанных выше типов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

А. П. Бабушкин, Воронежский государственный университет

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры английского языка гуманитарных факультетов

П. Б. Кузьменко, Воронежский государственный университет

кандидат филологических наук, преподаватель кафедры английской филологии

Литература

1. Shmelyov A. D. Suzhdenie o vymyshlennom mire: referenciya, istinnost', pragmatika. In: Logicheskij analiz yazyka. Istina i istinnost' v kul'ture i yazyke. M.: Nauka, 1995. Pp. 115–122.
2. The Blackwell Dictionary of Cognitive Psychology. Ed. by M. Eysenck. Cambridge. Massachusetts. Blackwell Publishers, 1994. P. 390.
3. Kratkij slovar' kognitivnyh terminovE. S. Kubryakova, V. Z. Dem'yankov, Yu. G. Pankrac, L. G. Luzina; pod obshch. red. E. S. Kubryakovoj. M.: Filol. fak. MGU, 1996. 245 p.
4. Vitgenshtejn L. Filosofskie issledovaniya. Moskva: AST: Astrel', 2010. 347 p.
5. Arutyunova N. D. YAzyk i mir cheloveka. 2-e izd., ispr. M.: YAzyki russkoj kul'tury, 1999. 895 p.
Опубликован
2022-10-03
Как цитировать
Бабушкин, А. П., & Кузьменко, П. Б. (2022). Сравнительные обороты как средство активизации звуковой памяти. Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, (3), 6-10. https://doi.org/10.17308/lic/1680-5755/2022/3/6-10
Раздел
Теория языка

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)