Влияние исторических факторов на изменение терминосистемы сферы образования в русском языке
Аннотация
В данной статье рассматривается поэтапный процесс изменения терминосистемы сферы образования и педагогики в русском языке, который проходил под влиянием ряда экстралингвистических факторов. Выделяется три периода, в течение которых отмечены значительные изменения в понятийно-терминологическом аппарате педагогики и сферы образования в русском языке. Первый, советский, период ознаменован жесткой государственной и партийной регламентацией подготовки педагогов, процесса обучения и его содержания, а также тесной междисциплинарной связью педагогики с другими науками, что находит отражение в терминологической системе. Следующий этап носит название «постсоветский», который отмечен масштабным реформированием системы образования, в том числе путем принятия ряда важных нормативно-правовых документов и федеральных образовательных стандартов. Немаловажным является вхождение России в Болонский процесс и последующее стремление к унификации и гармонизации терминосистем отечественной и зарубежной сфер образования и педагогики. Третий этап затрагивает современность и происходящие актуальные процессы в обществе, которые непосредственно влияют на изменение языка. Так, рассматривается появление и постоянное увеличение количества заимствованных терминов в силу происходящих в обществе процессов глобализации, информатизации и цифровизации. Определенное влияние на изменение терминосистемы сферы образования в русском языке оказывает разразившаяся в 2020–2021 гг. пандемия коронавирусной инфекции. Выделенные этапы и тенденции изменений в терминосистеме педагогики и сферы образования позволяют сделать вывод о том, что существует необходимость более глубокого изучения данной проблемы, а также систематизации и гармонизации терминов этой области науки.
Скачивания
Литература
2. Komarovskij B. B. Russkaya pedagogicheskaya terminologiya. Teoriya i istoriya [Russian pedagogical terminology. Theory and history]. Moscow: Prosveshchenie, 1969. 311 p.
3. Kantor I. M. Ponyatijno-terminologicheskaya sistema pedagogiki: Logiko-metodologicheskie problemy [Conceptual-terminological system of pedagogy: Logical-methodological problems]. M.: Pedagogika, 1980. 158 р.
4. Pedagogicheskaya enciklopediya: v 4 t. [Pedagogical encyclopedia]. Ed. by I. A. Kairov. M.: Sov. enciklopediya, 1964−1968.
5. Slepenkova E. A., Aksenov S. I. Stanovlenie i razvitie pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossii: XVIII–XX vv. [Formation and development of pedagogical education in Russia: XVIII–XX centuries]. In: Vestnik Mininskogo universiteta. 2021. Vol. 9, No. 1 (34). Pp. 7–11.
6. Kicheva I. V. Formirovanie ponyatijno-terminologicheskoj sistemy pedagogiki v 90-e gody XX veka [Formation of the conceptual and terminological system of pedagogy in the 90s of the twentieth century]. PhD Dissertation Abstract. Pyatigorsk State Linguistic University. Pyatigorsk, 2004. 39 p.
7. Rossijskaya pedagogicheskaya enciklopediya: v 2 t. [Russian Pedagogical Encyclopedia]. Ed. by V. V. Davydov. M.: Bol'shaya ros. encikl., 1993–1999.
8. Bologna process in Russia. URL
9. European Commission, Directorate-General for Education, Youth, Sport and Culture, ECTS users' guide 2015. URL
10. Zimnyaya I. A. Kompetenciya i kompetentnost' v kontekste kompetentnostnogo podhoda [Competence in the context of the competence-based approach]. In: Uchenye zapiski nacional'nogo obshchestva prikladnoj lingvistiki. 2013. No. 4 (4). Pp. 16–31.
11. Verbickij A. A. Lichnostnyj i kompetentnostnyj podhody v obrazovanii: problemy integracii [Personal and competence-based approach in education: problems of integration]. M.: Logos, 2009. 339 p.
12. Hutorskoj A. V. Klyuchevye kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya [Key competencies as a component of student-centered education]. In: Narodnoe obrazovanie. 2003. No. 2. Pp. 58–64.
13. Andreev A. L. Znaniya ili kompetencii? [Knowledge or competence?]. In: Vysshee obrazovanie v Rossii. 2005. No. 2. Pp. 3–11.
14. Budykina V. G. Leksikograficheskoe predstavlenie terminosistemy vysshego obrazovaniya v usloviyah vhozhdeniya Rossii v evropejskoe obrazovatel'noe prostranstvo [Planning and compiling the dictionary of Russian higher education terminology regarding the integration into European higher education area]. In: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. No. 24 (315). Pp. 55–59.
15. Federal state educational standards. URL
16. Fedosova E. M. Assimilyaciya anglijskoj terminologii pedagogicheskoj sfery [Assimilation of English pedagogical terminology]. In: Aktualnye voprosy filologicheskih nauk: Materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, Kazan, 20–23 January 2019. Ed. by I. G. Ahmetov. Kazan: Novaciya, 2019. Pp. 1–5.
17. Zagorovskaya O. V., Eremeeva O. A. Novye metodicheskie terminy v sovremennom russkom obrazovatelnom diskurse [New methodological terms in the modern Russian educational discourse]. In: Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2021. No. 3. Pp. 139–144.